23.05.2024, 13:10 | |
Георгиевский храм слободы Юрасовки. Одно из ранних воспоминаний детства. В красном углу горит маленькая лампадка перед иконой в закопченной деревянной рамке. Посреди комнаты на коленях стоит бабушка. Все шепчет и шепчет. Я вижу только, как шевелятся губы. Слов почти не разобрать. Крестится. Кладет поклон. Возможно так начиналась моя дорога к храму. Не знаю почему, но сельские церквушки – именно сельские – вызывают у меня какое-то восторженное и трепетное чувство. Может быть от того, что городские храмы – это своеобразные островки тишины, спокойствия и умиротворения. И стоит лишь выйти из храма или церковной ограды, и снова оказываешься в городской суете. А в селе такого разительного контраста нет. Храм так гармонично вписывается в общую картину местности, что нет никаких границ и рамок. И все это одна естественная картина красоты и душевного покоя. И кажется, что и сама церковь не дело рук человеческих, а такая же живая часть природы, как и деревья, луга, поля. В самом центре слободы Юрасовки стояла деревянная красавица, с куполами, устремленными в небо – Георгиевская церковь. “В широком овраге, вдоль незначительной речонки Ольховатки, растянулась по двум направлениям, с изломом под прямым углом, длинная вереница убогих малорусских усадьб. С запада окаймляют Юрасовку крутые скаты, переходящие севернее в белые, меловые обрывы, с востока тянется отлогая глинисто-черноземная покатость, на север двоятся и расходятся овраги Ольховатки. Вокруг взор как то стесняют и путают голые, холмистые возвышения, река теряется в зеленых покровах верб и лозы, а самые строения там и сям чередуются с традиционными малорусскими садочками. Глядя, одним словом, на Юрасовку, вы получаете впечатление хотя и оживленной природою и людьми, но ординарной местности, и только меловые обрывы своим резким контрастом придают несколько своеобразный вид окрестностям этой слободы. В самом углу селения, вблизи церкви, уцелел еще дом “старого Костомара”, как называют крестьяне отца Николая Ивановича. Это также самый заурядный, помещичий дом, одноэтажный, квадратный, с зеленою крышею и с небольшим балконом или “крыльцом”, обращенным на восток. С запада к дому примыкает маленький садик, с естественным, образуемым самою Ольховаткою прудом, заросшим по окраинам ветлами и затянутым тиною”. (1) Это Юрасовка в конце 19 века. В начале 18в. юрасовские земли были заселены украинскими казаками. И первое упоминание о церкви в Юрасовке относится к 1703г. По замечанию Д. Самбикина, скорее всего, это была походная церковь, прибывших сюда казаков.(2) А уже позже была выстроена часовня. Хотя в ведомостях под 1721г. числится церковь в сл. Юрасовке.(3) Вероятно, на протяжении ряда лет в слободе была лишь часовня, которая упоминалась в сведениях 1735г. и 1739г. А по сведениям 1742г. Юрасовка относилась к селениям, в которых имелись церкви.(4) Тогдашний владелец слободы – есаул Острогожского казачьего полка Юрий Блюм возымел намерение построить церковь. В прошении своем по этому поводу к преосвященному Иоакиму, Блюм сообщал следующее: “Имею я нижайший маетность слободу называемую Ольховатку Малую, в которой состоит подданных мне дворов 50 и в этой-то слободе я желаю построить церковь, так как эта слобода находится в дальнем расстоянии от селений, имеющих церковь”.(5) Но, видимо, по каким-то причинам намерение это не осуществилось. И, скорее всего, в 1739г. выстроена часовня в честь ангела Ю. Блюма - святого великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (память – 23 апреля по старому стилю, 9 мая по новому). Построена часовня с дозволения епископа Воронежского и Елецкого Иоакима (Струкова) (1730-1742гг.). Епископ потребовал от Блюма, чтобы он выделил для священника и причта земельные угодья. Это было непременным условием при строительстве часовни (церкви). Есаул отвел 30 четвертей пашенной земли и 20 копен сенных покосов. И обещал в дальнейшем выделить еще. Церковный притч состоял из одного священника и одного причетника. Некоторое время в 18 столетии жители хутора Кулешовка числились прихожанами Юрасовской церкви.(6) Служил в Юрасовке батюшка Елисей Дементьев, которого нашел сам помещик и уговорил перейти в Юрасовку. До этого он был вторым священником с. Бодеевки Коротоякского уезда. Умер отец Елисей в 1742г. Его преемником стал Ермил Саввин из диаконов с. Новоживотинного. Ермил Саввин родился в 1714г. в селе Новоргольском Елецкого округа в семье причетника Дмитриевской церкви в этом же селе. Отец Ермила умер в 1733г. и он занял его место причетника. В 1735г. он посвящен в диаконы и переведен в Новоживотинное. А в 1744г. епископ Феофилакт по просьбе Ю. Блюма рукоположил Саввина во священники в Юрасовку. Умер отец Ермил в 1755г. Его внук – Ефим Захаров в 16 лет был определен пономарем в Юрасовский храм. У нового священника возник конфликт с Блюмом. И последний в 1750г. пожаловался на Саввина в Воронежскую духовную консисторию. Поводом для жалобы явилось не проведение всенощной службы 10 февраля. А это был день рождения наследника престола – великого князя Петра Федоровича. За свое “дерзкое” поведение или забывчивость батюшка Ермил был направлен под караулом для допроса и расследования данного происшествия сначала в острогожское духовное правление, а затем и в Воронежскую духовную консисторию. И всё же юрасовскому священнику удалось оправдаться перед епархиальными властями, и он, получив лишь строгий выговор, продолжил служение до 1755г. Он пояснил в консистории, что не мог служить ни всенощную, ни молебна по причине отсутствия причетника, да и к тому же он сам в это время был в отлучке для напутствования больного прихожанина. В период отсутствия местного священника службы проводил священник Введенской церкви сл. Ольховатки В.М. Иванов. После смерти Ю. Блюма в 1754г. во владение юрасовским поместьем вступил его зять – полковой судья Иван Николаевич Голубин. Голубин “возымел всеусердное желание построить церковь в своей слободе в вышеозначенное наименование, т.е. св. Георгия”.(7) Иван Николаевич обратился по этому поводу к воронежскому епископу Феофилакту (Губанову) (1743-1757гг.). Прежде чем дать положительный ответ епископ Феофилакт взял с Голубина письменное обязательство “духовным отвести хорошую и в одном месте близкую к церкви землю ( 30 четвертей пашенной земли в поле и сенокосу 20 копен ) из своих дач и когда она, церковь, построена и освящена будет – пожертвовать все потребное для повседневного церковного священнослужения, как то свечей, воск, ладан, вино церковное и от моих наследников повсегодно давано будет безо всякой остановки”.(8) Как раз тогда же - в 1755г. – Голубин предложил дивногорскому архимандриту Феодосию купить предназначенную на снос деревянную трапезную церковь в честь св. Николая. Сносили ее по распоряжению самого епископа Феофилакта для того, чтобы на ее месте построить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По распоряжению Феофилакта старая деревянная церковь должна была быть употреблена только на печение просфор или на отопление строящейся новой церкви в Дивногорье. Но так как дров и без того в монастыре было достаточно, а Голубин обещал заплатить за старую церковь, то архимандрит Феодосий решился уступить за сходную цену разобранный храм. Феофилакт согласился на предложение Голубина и приказал острогожскому духовному правлению проследить за исполнением его предписания. Особо оговаривалось преосвященным, что всё пригодное старой церкви использовать на постройку храма в Юрасовке, а всё негодное употребить только на печение просфор. Была создана особая комиссия для рассмотрения вопроса о необходимости постройки церкви в сл. Юрасовке. В нее вошли: присутствующий острогожского духовного правления соборный протопоп Михаил Иванов, священники соборной церкви Захария Ларионов, Богоявленской церкви Иаков Иванов, Пятницкой церкви Иоанн Михайлов и слободы Ольховатки священник Иоанн Васильев и полковник Иван Тевяшов. 17 января 1756г. эта комиссия доносила епископу Феофилакту следующее. “Выше предписанной слободы верхней Ольховатки приходские люди для сообщения св. таин за неимением других слобод, имеющих церкви, ездят в слободу Ольховатку, которая подлинно расстоянием состоит верст за сорок и вышеобъявленный полковой судья Ив. Н. Голубин получил от своего тестя есаула Юрия Блюма во владение по речке Ольховатке земли и сенных покосов округом на 20 верст и из тех своих дач намерен (он Голубин) строить оную Георгиевскую церковь и под кладбище и попу с причетники под селидьбу земли длиннину и поперечнику по 80-ти сажен, да им же попу с причетники на пропитание пашенной земли 30-ть четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен он Голубин намерен отвесть… И при писцах в острогожской полковой консистории ту землю и сенные покосы к той Георгиевской церкви в писцовые книги напишет и сряду в ближнем месте, а не порознь. От него же ко всегдашнему священнослужению потребного, то есть: воску один пуд, ладану десять фунтов, вина церковного одно ведро, на печение просфор и ко всенощным на благословение хлебов муки пшеничной три четверти, сарачинского пшена три фунта, меду двадцать фунтов на каждый год означенный полковой судья Голубин и по нем наследники его безостановочно давать будут и по утверждении того он Голубин в острогожском духовном правлении обязался подпискою, почему и сумнительства в том никакого не имеется, но совершенная надежда”.(9) 28 августа 1759г. острогожским протоиереем Михаилом Ивановым соборне с другими священниками Георгиевская церковь была освящена. Сохранилось даже описание Юрасовского храма. “Георгиевская церковь деревянного здания из дубового леса, на ней крыша дубового теса. Внутри оныя церкви иконостас гладкой работы вызлащенный, в ней св. иконы обыкновенные, искусным художеством написаны, в иконостасе двое врат. Среди церкви вверху паникадило новое медное среднее. Во св. алтаре престол построен в указанную меру, на нем срачица (покрывало престола) белого полотна. Две престольных одежды: 1-я лазуревой голи, 2-я немецкой выбоины. На оном престоле два Евангелия: первое новое, Евангелисты серебряные, вызлащенные; второе ветхое, Евангелисты на нем медные. Два креста: первый новый серебряный, второй медный. Покрывальная пелена немецкой выбоины. На жертвеннике одежда лазуревой голи. Сосуды: потир, дискос, звезда, лжица новые серебряные вызлащенные. Гробница серебряная, копие стальное, два блюда серебряные, покровцев три пары материальных разных цветов. Два кадила новых медных. Царские врата резные вызлащенные. Завеса лазуревой голи. Книги: апостол, служебник, триодь постная и цветная. Октоих на 8-м гласов в двух книгах. Следованная псалтырь, часослов, 12-ть книг месячных миней. И оныя книги на имя той духовной управы все по местам подписаны. Риз трое: 1) пукетовые (расписанные цветами) белые, 2) голевые (вытканные золотыми нитями) зимние, 3) (не обозначены какие), два подрясника, два пояса, две епитрахили, две пары поручей новые. Вот и все имущество ново построенной Юрасовской церкви”.(10) В 1773г. в Юрасовке насчитывалось 9 человек, относящихся к духовному сословию: 6 мужчин и 3 женщины ( к таковым причислялись и родственники священно и церковнослужителей).(11) В 1775г. после смерти отца Ермила, в священники Георгиевской церкви был определен Иоанн Павлов из причетников Троицкого собора г. Острогожска. Служил Иван Павлов совместно со своим сыном, который состоял при Георгиевском храме причетником. По всей видимости, отец Иван обладал своенравным характером, так как не смог ужиться с юрасовскими помещиками: он часто венчал их крепостных без согласия на то помещиков, а иногда даже и беглых крестьян. А это уже было нарушением и гражданского законодательства крепостной России. И поэтому в Воронежскую духовную консисторию посыпались многочисленные жалобы из Юрасовки на местного священника. На одной из таких жалоб епископ Тихон III (Ступишин-Малинин) (1775-1788гг.) написал: “Надобно потребовать от канцелярии, какое там по сему делу решение учинено и что будет прислано в ответ вместе с сим представить; а между тем попу священнослужение воспретить, да и рассмотреть, не следует ли в Юрасовку определить кого-либо из посторонних, ибо ныне при той церкви один отец с сыном, а при таком причте могут быть великие дурноты”.(12) Развязка наступила в 1779г., после жалобы помещика Костомарова о венчании Иваном Павловым беглой дворовой крестьянки. Было учинено расследование данного дела и принято решение. “Понеже баба показала, что поп венчал ее заведомо (зная), что она беглая, то за сие его, яко жреца, не имущаго ни страха Божия, ни страха человеческого, послать в монастырь на два года, и велеть ему в оном пребывать год без священнослужения, а другой, если будет жить трезво и постоянно, с служением”.(13) Батюшка был направлен для исправления в Дивногорский монастырь. Но пробыл там всего восемь месяцев и был отправлен затем священником в Азовскую флотилию. Дом, построенный Иваном Павловым, помещик Костомаров самовольно отдал священнику Парфению, а семью отца Ивана выставили из дома. Сын Ивана Павлова Федор обучался в духовной семинарии, но за неуспеваемость был исключен. А внук Иосиф Павлов служил в Юрасовке пономарем. Вместе с юрасовскими крестьянами участвовал в краже лошадей. Был арестован, но ему удалось сбежать. Его поймали в Коротояке. По определению консистории был исключен из духовного звания и уже гражданским судом приговорен к наказанию (50 плетей) и был отослан в Юрасовку для исполнения приговора. В 1779г. новым священником в Юрасовку был направлен диакон сл. Репьевки Бирюченского уезда - Парфений Богатиков. Так как в 1759г. в Юрасовке была построена, а точнее – перевезена уже ветхая и предназначенная на снос церковь из Дивногорского монастыря, то и простояла она не долго. Уже в конце 80-х годов 18в. П. Богатиков сообщал воронежскому епископу Тихону III (Ступишину – Малинину) , что “состоящая в оной нашей слободе приходская деревянная церковь от давнего построения приходит в немалую ветхость, для того мы нижайшие имеем намерение оную перестроить, к каковому построению и лес нами приготовлен”.(14) На это прошение юрасовцы получили разрешение и благословение епископа. 9 июня 1787г. начали разбирать старую церковь и рядом была заложена новая деревянная. В том же году 20 декабря острогожский протоиерей Ф. Левицкий соборне с другими священниками освятил новую Георгиевскую церковь в Юрасовке. В 1803г. отец Парфений умер. На его место определен священником сын причетника Рождество-Богородицкой церкви сл. Тростянки Черкасской – Василий Реполовский. Он получил домашнее образование. В 1783г. посвящен в стихарь преосвященным Тихоном III. В 1789г. определен дьячком при Рождество-Богородской церкви. В формулярных списках 1802г. он был охарактеризован следующим образом: “чтомое понимает, нотное пение и катехизис знает, поведения честного, трезв, штрафован не был, доволен; 42 лет”.(15) А 14 сентября 1803г. рукоположен преосвященным Христофором в священника. За период священства батюшки Василия с ним произошла неприятная история. Дело в том, что при проверке благочинным ставленых грамот у Реполовского таковой не оказалось в наличии. Об этом стало известно в воронежской консистории. У юрасовского священника попросили объяснений. Выяснилось, что, так как некоторое время Острогожский уезд относился к Харьковской (Слободско-Украинской) губернии, а в церковных делах соответственно к этой же епархии, то отец Василий был рукоположен в священнический сан харьковским преосвященным Христофором. Ставленническую грамоту должен был передать ему его благочинный священник Греков. Но Греков по каким-то непонятным причинам длительное время медлил с присылкой грамоты. Потом в доме благочинного случился пожар и грамота сгорела вместе с другими бумагами. Ставленнической грамоты не было, никаких сведений о Реполовском в Воронеже тоже не было. Поэтому Воронежская духовная консистория сделала запрос в Харьковскую духовную консисторию. Оттуда подтвердили факт выдачи ставленнической грамоты священнику Реполовскому в 1804г. и, уже на основе этого, Воронежская духовная консистория прислала новую грамоту. Именно отец Василий, в услужении с которым были диакон Максим Довгополый и пономарь Василий Киндинов, в 1817г. крестил в Георгиевском храме Юрасовки будущего историка Николая Ивановича Костомарова.(16) До 1815г. при Георгиевском храме служил дьячок Алексей Васильевич Колесников, 1788 года рождения. С 1815г. переведен в сл. Александровку, а в 1821г. в сл. Березовку области Войска Донского.(17) В 1817г. обострился спор о церковных землях в Юрасовке. Местные помещики лишь на словах отводили церкви положенную по их же обязательствам землю. По факту же причт мог пользоваться наделами лишь до той поры, пока находился “в согласии или лучше в покорности у тогдашних юрасовских помещиков. Помещики не только не давали пособия духовенству, но приказывали своим крестьянам ничего не давать причту за требоисправления”.(18) Юрасовский причт писал по этому поводу в духовную консисторию. “Тридцать лет протекло, как означенная Георгиевская церковь построена и освящена, но была ль под оную земля когда отмежевана или нет, того никак не известно; поелику ни плана, ни отказных книг в церкви не имеется, да и сенокос, который мы совместно с прихожанами имеем, весьма скуден и неудобен и не имеет ни межи, ни столбов, ни других каких-либо знаков, а по сему чувствуем мы великий недостаток и нужду в подцерковной земле”.(19) В дело вмешалось острогожское духовное правление. По расследовании данного факта епархиальные власти выяснили, что, несмотря на обещание еще Голубина в выделении земли для храма, нигде не было обнаружено никаких документов и актов по отмежеванию земельного надела для Георгиевского храма. И лишь после обращения духовной консистории в гражданскую палату, были отправлены в Юрасовку землемеры для решения этого вопроса. И после продолжительных препирательств, лишь в 1823г. была отмежевана земля для духовенства Георгиевской церкви – 33 десятины. Эта норма сохранялась длительное время и по данным 1893г. также составляла 33 десятины.(20) По воспоминаниям юрасовского старожила Еремина А.Л., церковная земля располагалась за рекой Ольховаткой в районе нынешнего поселка Ленина.
| |
| |
Просмотров: 202 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |