26.03.2024, 12:55 | |
Юрасовская школа имени Н.И. Костомарова. Плохих А.И. В знак глубокой признательности, благодарности и памяти подвижникам духа 90-х – начала 2000-х годов – юрасовским учителям посвящается. Нас много. Мы отсюда. Это наше. Нам жизнь поставит новые отметки. Маринки, Светки, Таньки, Женьки, Сашки Юрасовской родной девятилетки. Мы время не обманем и не скроемся, Но здесь повсюду наши имена. И словно с детством заново знакомимся. Вот мы стоим, а вот учителя. Парадный вход, родные коридорчики. Эпоха за эпохою прошли. А вот на этом самом подоконнике Перед уроками сидели мы. Ах, память, ты короткая, пугливая. Но вылезут сквозь толщу все они, Встречай, девятилетка, вот любимые Подросшие твои выпускники.
История народного образования в слободе Юрасовке Караяшниковской волости Острогожского уезда, а ныне Ольховатского района, насчитывает более 150 лет. Переломным моментом здесь является вторая половина 19в. Это время буржуазно-демократических реформ в России. Время, когда правительство осознало значение образования для всех социальных слоев и классов российского общества. Образование, обучение грамоте становится не только привилегией правящих классов, но уже приоткрывается доступ в эту сферу для крестьянства и других слоев населения России, ранее ограниченных или вовсе лишенных такой возможности сословными рамками. Российское правительство пытается методически, на законодательном и других уровнях, не упустить главенствующей роли в сфере народного образования и придать этой системе стройный и упорядоченный вид в необходимом русле. Российское общество, несмотря на различные противоречия и разногласия, все-таки не оставалось равнодушным созерцателем в этом вопросе. Тем более, что именно оно и нуждалось, в большей степени, в образованных, грамотных людях. Являясь по существу, главным инициатором в открытии новых учебных заведений и совершенствовании уже существующих, но не отвечавших веяниям тогдашнего времени. Это и привело к учреждению министерских, земских, церковных и частных школ грамоты, училищ, гимназий, прогимназий и всевозможных пансионов. Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о становлении народного образования в нашем крае, небезынтересно будет обратиться к одному факту времен еще более ранних. А именно к рубежу 18 и 19 веков. В 1790г. в слободе Юрасовке поселился вышедший в отставку капитан Иван Петрович Костомаров – отец историка Н.И. Костомарова. Пытаясь восполнить пробелы в своем образовании, Иван Петрович пополняет свою библиотеку, учит французский язык, много читает. Его излюбленными писателями становятся французские энциклопедисты 18в., а в особенности Вольтер, Дидро, Жан-Жак Руссо. Чтение зарождает в нем ряд собственных мыслей, которые требовали выхода, необходимости поделиться ими с другими людьми. Может быть, его дворянское окружение было малочисленным, а скорее всего, лишенный барского тщеславия, не терпящий тех, кто выставлял напоказ и щеголял своим дворянским происхождением и званием, отец Н.И. Костомарова не видел в них достойных собеседников. И он начинает делиться своими мыслями с простыми людьми. Вот как описывает это сам Николай Иванович. “Его горячий, увлекающийся характер часто доводил его до поступков, которые в наше время были бы смешны; например, кстати и некстати он заводил философские разговоры и старался распространять вольтерианизм там, где, по-видимому, не представлялось для того никакой почвы. Был ли он в дороге – начинал философствовать с содержателями постоялых дворов, а у себя в имении собирал кружок своих крепостных и читал им филиппики против ханжества и суеверия. Крестьяне в его имении были малорусы и туго поддавались вольтерианской школе; но из дворни было несколько человек, переведенных из Орловской губернии, из его материнского имения, и последние, по своему положению дворовых людей, имевшие возможность пользоваться частыми беседами с барином, оказались более понятливыми учениками. С крестьянами своего села он обходился ласково и гуманно, не стеснял их ни поборами, ни работами; если приглашал что-нибудь делать, то платил за работу дороже, чем чужим, и сознавал необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости, в чем и не скрывался перед ними“.(1) Конечно, видеть в вышеприведенном описании поведения И.П. Костомарова хотя бы какие-то намеки на систематическое приобщение крестьян к грамоте нельзя. И, вероятно, этот факт так и останется в исторической памяти как своеобразие в характере юрасовского помещика, своего рода курьез. Воспитанием же самого Николая Ивановича отец занимался сам, никому не доверяя это. Руководством же в этом ему служили все те же французские энциклопедисты. Иван Петрович воспитывал сына в сочетании физиологических и душевных качеств человека. Нередки были случаи, когда они вдвоем на лоне природы вместе читали и, отец объяснял юному Николаю суть прочитанного. В 60-е гг. 19в. в России происходит преобразование школьной системы, обусловленное социально-экономическими потребностями страны. На смену узкой, сословной школе пришла школа, относительно доступная для широких слоев населения. Школьная реформа 60-х гг. установила три типа общеобразовательных учебных заведений: народные училища, прогимназии и гимназии. По “Положению о начальных народных училищах“ 1864г. предметами учебного курса являлись: закон Божий, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение ( там, где оно будет возможным). В 70-х гг. структура начального образования состояла из школ трех ступеней. Первую ступень составляли одноклассные училища. В них обучали закону Божию, чтению, письму, началам арифметики. Срок обучения составлял три года. К школам второй ступени относились двухклассные училища. Первый класс соответствовал учебному курсу одноклассной школы. Второй класс имел дополнительный курс образования: закон Божий, русская грамматика, история, география, арифметика, основы геометрии и черчения, начатки естествознания. Третью ступень составляли многоклассные училища. В основном уездные и городские. Из всех начальных училищ попасть в среднюю школу могли только ученики уездных и городских училищ. Остальные же начальные школы были тупиковыми. В селениях, где еще не были открыты школы, жители обучали своих детей грамоте, главным образом, у духовенства, грамотных крестьян, отставных солдат, волостных писарей. Таким же образом происходило обучение детей грамоте и в Юрасовке. Но, к сожалению, достоверно неизвестно, кто именно, из какого социального слоя, обучал юрасовских ребятишек. А в 1863г. была открыта школа в Юрасовке. Имя того, кто стоял у истоков юрасовской школы не сохранилось. В 1865г. в училище значилось 37 учащихся. В 1866г. школа закрывается, по всей видимости, из-за отсутствия средств для ее содержания. В период закрытия школы обучением детей в слободе занималось приходское духовенство. В последствии делом народного образования заинтересовался местный помещик В.К. Чулков. Его земли и земли его жены находились в Юрасовке и хуторе Высоком. Стараниями Чулкова, на его средства и в его доме в 1873г. вновь была открыта школа. В следующем году школьное помещение было отдано в аренду частному лицу, а школа переведена в крестьянский дом, заняв в нем две комнаты. Чулков обязался содержать училище и ремонтировать дом на свои средства, что и выполнял в течение трех лет. Так как крестьянский дом, в котором располагалась школа, не соответствовал ее задачам и требованиям, то Чулков предложил сельскому обществу выделить бесплатно необходимый лес для строительства школы. С тем лишь условием, чтобы расходы по постройке школьного здания общество взяло на себя. Крестьяне же отказались. Неугомонный помещик предложил им другой вариант: он предоставлял в трехлетнее их распоряжение 20 десятин своей земли и семена для посева, но с обязательством, чтобы крестьяне сами произвели распашку. А на деньги, вырученные от продажи урожая, отстроили бы здание для школы. Юрасовцы и от этого предложения отказались. По-видимому, отчаявшись, Чулков перестал заботиться о школе, и она вновь была закрыта в 1878г. Через два года уже сельское общество обратилось к Чулкову с просьбой способствовать открытию школы. Сначала она была помещена в церковной караулке, а затем переведена в отстроенный на средства Чулкова дом. На момент 1887г. здание юрасовской школы состояло из двух классных комнат, отделенных друг от друга аркой, передней и кухни. Размеры классных комнат были таковы: длина – 10 м., ширина – 5 м., высота потолков – 2,2 м. В здании было 12 окон размером 1,10 м. на 62 см. Отапливалась школа двумя печами: одна изразцовая, другая – простая. Правда, в одной комнате был земляной пол, что порой приводило к скоплению сырости и грязи. Но, несмотря на это школа была признана как только приближающаяся к типу школ “удовлетворяющих требованиям квадратного пространства. Все остальные школы далеко отступают от данных требований“. Как отмечает Ф.А. Щербина в своем исследовании школ Острогожского уезда: “только в очень ограниченном количестве училищ кубической вместимости и квадратного пространства относительно достаточно и учащиеся без особенного вреда для здоровья и помех для ученья могут сидеть в классных комнатах по 5 и более часов. К таким училищам принадлежат, главным образом, те, которые помещаются в домах попечителей“.(2) Среди семи отмеченных им училищ, упоминается и юрасовское. За весь период существования одноклассной школы в Юрасовке в разное время финансирование ее складывалось из нескольких источников: уездное земство, попечители, сельское общество, министерство народного просвещения, проценты с завещанного Н.И. Костомаровым капитала. Поначалу местные крестьяне не принимали участия в содержании училища. Данное обстоятельство в некоторой степени можно объяснить следующим образом. Еще в 1873г. острогожское уездное земское собрание пришло к такому выводу: ”при пробуждающемся общем сочувствии народонаселения к школам, выражающееся в ежегодном увеличении их, всякие принудительные меры к открытию школ нежелательны и не всегда возможны вследствие обременения населения платежами“.(3) Именно обременением населения платежами, можно объяснить нежелание юрасовских крестьян открывать школу. Потому как ее содержание ложилось дополнительным финансовым бременем на крестьянские плечи, и без того отягченные налогами. Все расходы покрывались земским пособием и дополнительно пополнялись Чулковым из своих собственных средств, давая добавочное содержание преподавателям, снабжая училище учебными и письменными принадлежностями, доставляя дрова для отопления школьного помещения. Так как юрасовская школа некоторое время не была подведомственна министерству народного просвещения, то и пособия от государства не получала. Инспектор народных училищ Острогожского уезда неоднократно сообщал о недостаточном финансировании юрасовской школы и о необходимости субсидий со стороны правительства для решения насущных вопросов по содержанию школы. Лишь в конце 19 - нач. 20 вв., когда она была признана министерской, правительство стало отпускать суммы на ее финансирование. Земства, созданные в 1864г., обязаны были взять на себя основную тяжесть забот о местной хозяйственной и культурной жизни, о развитии народного образования и здравоохранения. Гласные (депутаты) земств избирались населением уезда по трем избирательным категориям: дворянской, городской и крестьянской. Срок их полномочий составлял три года. Ежегодные земские собрания рассматривали насущные проблемы и определяли круг задач для практической деятельности исполнительных органов – земских управ. Земские учреждения почти не имели ассигнований от правительства, а для своих нужд могли вводить земские сборы с населения. Постепенно земские учреждения совместно с крестьянскими обществами стали открывать начальные школы. Этот принцип совместного содержания школ сохранялся в течение всей второй половины 19в. Юрасовская школа несколько лет содержалась за счет земских средств и попечителей. А в дальнейшем и сами крестьяне стали принимать участие в решении таких вопросов, как отопление школы, найма сторожей, поддержка педагогического персонала и др. Значительную помощь школе оказывали попечители (почетные блюстители). Долгое время попечителем училища был В.К. Чулков. В 80-х годах школа располагалась в здании, построенном на его средства. Им же была учреждена школьная библиотека. Он же оказывал помощь учителям. В начале 20в. (до 1909г.) почетным блюстителем училища являлся Бабенышев. К сожалению, имя его установить не удалось. Но представители семейства потомственных почетных граждан Бабенышевых давно были известны в Острогожском уезде и занимали видные должности и посты в уезде. Так, потомственный почетный гражданин Федор Васильевич Бабенышев состоял членом податного присутствия в Острогожске. Несколько лет (с 1872г.) был почетным старшиной Владимировского детского приюта. В 1887г. был директором тюремного отделения. Жена потомственного почетного гражданина Мария Ивановна Бабенышева с 1872 и до 90-х гг. 19в. состояла попечительницей Владимировского детского приюта г. Острогожска.(4) В 1891г. делопроизводителем в этом приюте был потомственный почетный гражданин Андрей Иванович Бабенышев. В 80-х-90-х гг. в тюремном отделении в Острогожске работал потомственный почетный гражданин Митрофан Иванович Бабенышев. В 80-х годах 2859 десятин земли в Юрасовке принадлежало потомственным почетным гражданам Бабенышевым Ивану и Федору Васильевичам.(5) В основном пахотную землю они сдавали мелким съемщикам. Как можно видеть, Бабенышевы были тесно связаны с Юрасовкой. В 1909г. почетный блюститель юрасовского одноклассного, имени Н.И. Костомарова, училища Бабенышев переезжает на жительство в Тамбовскую губернию. А вместо него на должность почетного блюстителя утвердили члена Острогожской уездной земской управы барона Николая Николаевича Притвица.(6) Попечители и почетные блюстители училища покрывали частично финансовые нужды по содержанию школы. В меру своих возможностей они оказывали дополнительную материальную поддержку, как самой школе, так и ее учителям и решали некоторые другие насущные хозяйственные вопросы. К примеру, в 1904г. Бабенышев выделил из собственных средств 100 р. на ремонт здания школы. Необходимо заметить, что сельские одноклассные и двухклассные училища министерства народного просвещения являлись наиболее распространенным типом начальной школы. При открытии таких школ местное земство, сельские общества или другие учредители должны были обеспечить училище участком земли не менее одной десятины, сторожем, квартирой для учителя, средствами на учебные пособия и принадлежности. Училища открывались и содержались исключительно на местные средства, но в учебном отношении подчинялись министерству народного просвещения в лице дирекции и инспекторов народных училищ губернии. С 1893г. юрасовская школа из разряда земских переходит в разряд министерских. А посему она, наравне с ольховатским и россошанским двухклассными училищами, не облагалась сбором в возврат расходов земства. К 1894г. в Острогожском уезде было 138 школ: 68 земских, три министерских, 26 церковно-приходских и 41 школа грамоты. Число учащихся в земских и министерских школах составляло 5264 мальчика и 1264 девочки.(7) С конца 19в. настоящим подспорьем и спасением, а порой чуть ли не единственным источником по содержанию юрасовской школы являлся завещанный Николаем Ивановичем Костомаровым училищу капитал. В начале 20в. он составлял 18 с лишним тысяч рублей. Основная сумма лежала в банке в ценных бумагах и небольшая сумма наличных, а проценты ежегодно направлялись на финансирование школы и покрывали более 80% расходов. Министерство народного просвещения зачастую пользовалось таким положением дел и нередко выделяло крохотные суммы на нужды школы или не выделяло ничего, прикрываясь тем, что у училища есть Костомаровский капитал, который и должен покрывать все издержки. По всей видимости, все приходно-расходные операции, связанные с костомаровским капиталом были в ведении штатного смотрителя Острогожского уездного училища. Он же предоставлял ежегодные отчеты о состоянии капитала в воронежскую дирекцию народных училищ, которые шли особой графой “специальные средства”. Здесь штатный смотритель скрупулезно расписывал все статьи расхода и прихода, касающиеся капитала Костомарова. Все документы хранились в архиве уездного училища. Кроме того, иногда из этих сумм выделялись деньги на дополнительное приобретение ценных бумаг. Н.И. Костомаров в своем завещании, написанном в 1875г. в имении его жены Алины Леонтьевны в Дедовцах Прилуцкого района на Черниговщине, выделил 10 тыс. рублей на содержание уже существовавшего училища в Юрасовке. И ещё 1 тыс. на строительство нового здания школы, которое должно было носить имя его покойной матери Татьяны Петровны. Вот как сам он это описывает. “1875 года июня 12 дня, я, нижеподписавшийся, действительный статский советник Николай Иванович Костомаров, живущий Прилуцкого уезда в селе Дедовцах, будучи в здравом уме и твердой памяти и желая при жизни распорядиться, на случай моей кончины остающимся моим имуществом, составляю духовное завещание в следующих пунктах. Первое: принадлежащий мне капитал в сумме десяти тысяч рублей, состоящий в билетах Государственного банка первого выпуска и хранящийся в том же Государственном банке, по расписке за № 59130, назначаю после моей смерти на содержание народного училища для крестьянских детей обоего пола в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии с тем, чтобы сумма, причитающихся с него процентов делилась ежегодно на три части, из которых первая в размере трехсот рублей обращена была на жалованье учителю, вторая в размере ста рублей на жалованье законоучителю – приходскому священнику местной церкви, а третья также в размере ста рублей на заведение и ежегодное пополнение библиотеки при том же училище. Кроме того назначаю одну тысячу рублей, состоящую в десяти закладных листах общества взаимного поземельного кредита и хранящуюся в том же банке за № 126838 на постройку в той же слободе Юрасовке здания для означенного училища. Здание это должно быть построено о трех отделениях: одно для классной комнаты, другое для хранения библиотеки, а третье для жительства учителя. Дальнейший ремонт здания и его содержание, отопление и освещение представляется местному обществу на его средства. В этом училище обязательно должны преподаваться: а) чтение и письмо, б) закон Божий, включая сюда катехизис православной веры, священная история ветхого и нового завета, чтение Евангелия с толкованием и объяснение Божественной литургии, в) русская и славянская грамматика с упражнениями в правописании, г) вся арифметика. Затем дальнейшее развитие юношества слободы Юрасовки должно дополняться чтением книг, почему библиотека при училище должна быть постоянно открыта и книги выдаваемы учителем для чтения в здании училища, но никак не на дом. Годичное время обучения в предназначенном мною училище должно обязательно сообразоваться с порядком, установленным во всех училищах, состоящих под ведомством Министерства Народного Просвещения. Училище это предполагается мною к основанию, как приношение по душе скончавшейся матери моей Татьяны Петровны Костомаровой – уроженки означенной слободы Юрасовки и потому должно, в память о покойной моей матери, называться ее именем, а в здании училища, в библиотечной комнате должен сохраняться ее портрет, писанный с натуры масляными красками художником Ге и находящийся в настоящее время у меня. Ходатайство по моей кончине о скорейшем приведении в исполнение воли моей относительно учреждения училища, возлагаю на жену мою Алину Леонтьевну Костомарову”.(8) (На полях завещания есть приписка относительно портрета матери историка: ”отменено это желание Н.И”.). А в нотариальной выписке из завещания 1877г., составленном в Санкт-Петербурге, значится следующее. “1.Из принадлежащего ему капитала в одиннадцать тысяч рублей, заключающегося в пятипроцентных билетах Государственного банка и закладных листах Общества взаимного поземельного кредита, он, Костомаров, назначает на учреждение сельского училища для крестьянских детей обоего пола в слободе Юрасовке Воронежской губернии Острогожского уезда и для приведения в исполнение этой цели, означенный капитал должен быть немедленно после его смерти передан в министерство народного просвещения”.(9) (Но и в этом завещании Николай Иванович выразил желание передать портрет матери в училище.) | |
| |
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |