26.03.2024, 11:01 | |
Во втором завещании Костомаров выделяет сумму в 11 тыс. рублей на учреждение школы. Однако, на рубеже 19 и 20 веков возникла путаница с капиталом Костомарова. И директор народных училищ Воронежской губернии просил инспектора народных училищ Острогожского уезда разобраться в данной ситуации. И вот что последний сообщал в Воронеж в 1910г. “Что касается капитала Юрасовского училища, то он образовался из пожертвования Н.И. Костомарова. Как в духовном завещании, так и в постановлении суда не указана сумма пожертвования, а указано только место хранения денег и номера сохранных расписок. Все дело о пожертвовании Н.И. Костомаровым хранится, по всей вероятности, при делах дирекции. В предложении г. Директора народных училищ от 17 июля 1891 года № 538 сообщается, что пожертвованный Н.И. Костомаровым капитал равен 8920 руб., однако перечень процентных бумаг, переведенных в ведение штатного смотрителя говорит о том, что он к этому времени был равен 19900 руб. процентными бумагами и наличными деньгами 1350 руб. 68 коп.”.(10) Всего – 21250 руб. 68 коп. В 1894г. было построено новое здание школы на средства Костомарова. Было затрачено на строительство 4730 руб. 45 коп., кроме того, из средств капитала на дополнительные нужды при строительстве школы было истрачено: инспектору народных училищ Острогожского уезда К.И. Перевозчикову, согласно отношения Воронежской Контрольной Палаты от 8 ноября 1896г. – 262 р. 25 к. (103 р. 87 к. из этой суммы Контрольной Палатой были возвращены на счет училища в 1902г.). Архитектору Купинскому, который в период строительства наблюдал за ходом работ – 73 р. Местному землевладельцу В.К. Чулкову за охрану его экономией строительных материалов, а также Самохвалову, наблюдавшему за работами по постройке школы – 166 р. Потомственному почетному гражданину Бабенышеву – 53 р. Он предоставил деревянные конструкции для постройки при школе погреба.(11) Оставшаяся от строительства сумма по-прежнему приносила доход в процентах, который ежегодно и расходовался на содержание школы. Сумма неприкосновенного капитала Костомарова в последующие годы почти всегда была равна 18705 руб.(12) В “Годовом отчете о состоянии начальных народных училищ губернии за 1902г.“ в пункте: источники и средства содержания училищ так прямо и заявлено. “Сельские двухклассные и одноклассные училища министерства народного просвещения содержатся преимущественно казною с более или менее значительными пособиями от сельских обществ и частию от земств, за исключением : … Юрасовского, содержимого на капитал, завещанный покойным инспектором Костомаровым, уроженцем слободы Юрасовки“.(13) Но даже этой суммы зачастую не хватало на покрытие ежегодных расходов школы, на учебные пособия, пополнение библиотеки и ремонт - в чем наиболее остро нуждалась школа. Вопрос об этом неоднократно поднимался в переписке между губернскими и уездными чиновниками министерства народного просвещения. Так, в 1904г. инспектор народных училищ Острогожского уезда сообщал его высокородию господину директору народных училищ Воронежской губернии о нехватке средств для юрасовской школы. “Имею честь препроводить Вашему Высокородию сведения о неприкосновенном капитале Юрасовского одноклассного училища и смету расходов по его содержанию в 1904г. При этом считаю должным сообщить следующее. На содержание училища ежегодно поступает процент денег 747 рублей, минимальный же годичный расход на этот предмет исчисляется в сумме 770-800 рублей. Таким образом, уже в 1905 году предвидится неизбежный дефицит. Между тем училищное здание в настоящее время нуждается в капитальном ремонте и в статье расхода на его содержание. Вследствие этого и принимая во внимание отсутствие дополнительных источников для расходов ( от земства и почетного блюстителя ), я покорнейше прошу, не найдете ли вы возможным, во избежание затрат из неприкосновенного капитала исходатайствовать на хозяйственные расходы по училищу пособия от кассы в размере 100-150 руб. ежегодно … возможную сумму единовременно на капитальный ремонт училищного здания. О последующем благовременно уведомите”.(14) Что ответил его высокородие господин директор на донесение инспектора – неизвестно. Справедливости ради надо сказать, что просьбы о финансовой помощи для нужд школы не всегда оставались без ответа. Например, в 1906г. в дирекцию народных училищ Воронежской губернии пришло разрешение от попечителя Харьковского учебного округа на выдачу 100 руб. школе дополнительно.(15) Порой министерство народного просвещения выделяло субсидии и пособия на учебники и учебные пособия. В 1910г. эта сумма составила 40 руб. Статьи доходов и расходов юрасовского училища можно проследить в данной таблице Скачать.
В 1896-97гг. содержание одного ученика обходилось в 8р. 32к.(33) В школах Острогожского уезда был принят трехгодичный курс обучения для одноклассных и пятилетний для двухклассных училищ, с последующей выдачей свидетельства об окончании курса. Данное свидетельство предоставляло определенные льготы во время службы в армии. Обучение было бесплатным. Учебный год продолжался с 1 сентября по 10 мая. Прием же учеников проходил с 1 сентября по 1 октября. О времени приема детей в школу население заблаговременно извещалось через волостных старшин, сельских старост, либо местного священника. По “Правилам для учащих” 1909г., в начальные училища принимались дети обоего пола, всех вероисповеданий и сословий, достигшие восьмилетнего возраста.(34) К самим занятиям приступали после полного набора учеников, т.е. с 1 октября. В сентябре же занимались подготовкой новеньких (1 отделение), а в старших отделениях занимались повторением пройденного. Юрасовская школа относилась к числу одноклассных училищ. Учащиеся были разделены на три отделения: старшее, среднее и младшее. Возраст учеников колебался от 7 до 17 лет. Таблица учащихся по возрастам за 1884-85 учебный год.(35) Скачать Таким образом, можно увидеть, что ученики делились не по возрастному признаку, а по уровню подготовки и знаниям. В младшем отделении, где только начинали постигать азы грамоты, на одной скамье сидели и семилетние детишки и те, кому было уже за 12-14 лет. Во всех земских училищах были приняты учебники гражданской печати, и обучение производилось в соответствии с существовавшими в то время методическими и педагогическими требованиями и приемами. Школьные учебники отличались разнообразием и многочисленностью. Но в тоже время особо ценились и были общепризнанными следующие учебники. В 70-х гг. 19в. “Книга для чтения” Водовозова, “География” Крымского, “Священная история” Соколова, “Методика арифметики” Евтушевского, “Задачник” Томаса. В конце 80-х – начале 90-х гг. по закону Божию – учебники Соколова и Чельцова; по русскому языку – “Детский мир и хрестоматия”, “Родное слово” Ушинского, “Азбука” Толстого, “Родная азбука” Павленкова; по арифметике – учебники Евтушевского и Лубенец; по чистописанию – прописи Гербача. Учебными пособиями и письменными принадлежностями – бумагой, аспидными досками, перьями и пр. – дети снабжались в школе. В начале 20в. острогожское земство снабжало каждое училище наглядными пособиями, классными принадлежностями и мебелью для квартиры учителя. К наглядным пособиям относились: картины по закону Божьему: двунадесятые праздники, картины по богослужению, карту Палестины. По русскому языку: подвижная азбука, четыре времени года, коренные слова. По арифметике: шведские и торговые счеты, арифметический ящик, линейки. По географии: глобус, карта Острогожского уезда, карта Воронежской губернии, карты полушарий, карты Европейской и Азиатской частей России, человеческих рас. Картины по анатомии человека. Кроме того, в классной комнате должны быть: икона престольного праздника данного селения, лампада, портрет императора и императрицы. Из мебели и посуды: ученические и учительский столы, классная доска, стул, кадка с краном для воды, таз под кран, кружки, ведра, навесная лампа, часы, шкаф для учебных пособий, шкаф для школьной библиотеки, вешалки, термометр, отрывной календарь. Также школа снабжалась и подсобным инвентарем: лопаты, кочерга, совок, железный ящик для угля, решето для просева угля, корзина для мусора. Согласно “Правилам для учащих”, утвержденных Острогожским уездным училищным советом и очередным земским собранием сессии 1909г., перед начальной народной школой ставились следующие задачи. “1. Начальное училище имеет целью: а) дать учащимся религиозное и нравственное воспитание, б) развить в них любовь к родине, в) способствовать их умственному развитию, г) снабдить необходимейшими общими знаниями и д) содействовать их физическому развитию. 2. Религиозное и нравственное воспитание детей лежит прежде всего на обязанности законоучителей, но и учителя всеми мерами и неуклонно должны своим примером, распорядком всей школьной жизни воспитывать в детях религиозное и нравственное чувство. 3. Воспитание чувства любви к родине достигается изучением истории и географии России, изучением ее жизни, чтением о подвигах национальных героев, отдававших свой труд, знания и самую жизнь за родину и государя и, наконец, знакомством с образцовыми произведениями русской литературы. 4. Умственное развитие детей достигается правильными методическими приемами при приобретении знаний, необходимых в начальной школе. 5. Круг знаний, который признается необходимым для учеников начального училища, определяется примерною программою министерства народного просвещения. 6. Физическое развитие детей может быть достигнуто исполнением требований школьной гигиены, сообщением детям необходимых сведений об уходе за своим здоровьем и, наконец, введением, где возможно, уроков гимнастики”.(36) “Задача начальной школы не исчерпывается обучением: сверх элементарных учебных сведений и навыков, школа должна давать своим ученикам и воспитание, стремясь доводить их до такого нравственного состояния, выражением которого было бы живое и деятельное стремление к добру и правде. Учитель заботится, чтобы между детьми в школе была взаимная любовь и ласковая обходительность. Необходимо всячески поддерживать и развивать общительность детей и располагать их помогать друг другу”.(37) Чиновники острогожского земства считали, что “строгий дисциплинарный характер делает школу первообразом тех учреждений, в которых ученик будет впоследствии полноправным и ответственным гражданином. Школа есть маленькое общество, имеющее определенные законы, за исполнением которых следит его глава – учащий; у членов этого общества есть определенная область общего дела и взаимных обязанностей. Если школа организована правильно, если в ней во всем господствует порядок, то, несомненно, ее питомцы внесут в жизнь начала правильных отношений к предержащей власти, закону и своим обязанностям”.(38) Основных предметов было пять: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Закону Божьему обучал местный священник. Законоучитель назначался из местных приходских священников, диаконов и псаломщиков, в общем лиц, имеющих богословское образование. В сферу деятельности законоучителя входило как преподавание закона Божьего, так и другие обязанности, относящиеся к нему, как представителю Церкви. В начале и в конце учебного года священник служил молебствие в училище, назначал время для говения учеников во время Великого поста, определял специальное место в храме для учащихся во время богослужения. В воскресные и праздничные дни, перед богослужением, законоучитель на уроке или после уроков объяснял ребятишкам значение праздника и читал Евангелие на славянском и русском языках. Также священник должен был приучать учеников к чтению и пению в храме. В идеале, священник отвечал за религиозно-нравственное воспитание детей. Остальным предметам обучал учитель. Иногда учителя стремились расширить учебный курс, давая учащимся в процессе объяснительного чтения элементарные сведения по истории, географии, природоведению. При обучении использовался и наглядный материал, например, картины по естественной истории. Расписание уроков висело в каждой классной комнате. Ежедневно в начальных училищах было по пять уроков. В младшем отделении занятия прекращались на час раньше, чем в остальных. Уроки обычно начинались в 8 часов, а в зимнее время (ноябрь – декабрь) не позже 9 часов утра. Уроки продолжались от 45 и не более 55 минут. Не всегда по времени они были одинаковы. Могло быть и так: 1-й урок – 55 минут, а перемена 5 минут, 2-й урок – 50 минут, перемена 10 минут, 3-й урок – 45 минут и большая перемена. Примерное количество часов занятий в неделю было такое: закон Божий – 6 часов, церковнославянская грамота – 3 часа, русский язык – 8 часов, чистописание – 2 часа, арифметика – 5 часов. Перед каждым уроком дежурные ученики подготавливали всё необходимое для занятий. “Когда учащиеся будут в сборе, учащий осматривает их наружный вид, наблюдая, чтобы у учеников лица и руки были вымыты, головы причесаны, одежда приведена в возможный порядок”.(39) Перед началом каждого урока читалась общая молитва. Затем школяры рассаживались по местам. Девочки и мальчики сидели раздельно. Конец урока возвещался звонком. На перемене дети пользовались полной свободой под присмотром учителя. А в хорошую погоду гуляли во дворе. После третьего урока был завтрак. Обучение проходило последовательно от простого к сложному. Учитель должен был стараться, чтобы приобретенные учениками знания стали результатом их собственной умственной деятельности, а не в готовой форме привнесены извне. Обучение происходило следующим образом. По закону Божию в младшем отделении изучались повседневные молитвы. Сначала с неграмотными детьми со слов преподавателя, а со второго полугодия уже и по книгам. Вместе с этим ученикам разъяснялись общие религиозные вопросы. Изучение молитв сопровождалось беседами, направленными к разъяснению внутреннего содержания молитвы. В среднем отделении повторялись выученные раньше молитвы. К этому же добавлялось изучение символа веры и заповедей. Некоторые молитвы разъяснялись подробнее с помощью рассказов из священной церковной истории и переводились с церковно-славянского на русский язык. Обычно перед изучением русского языка в течении двух-трех недель проходили устные предварительные занятия, состоящие в разборе фраз и слов и в слиянии звуков. А также письменные упражнения, заключающиеся в рисовании по клеточкам и написании элементов и букв. Обычно к концу первого полугодия дети уже сносно разбирали легкий текст по азбуке и упражнялись в чистописании. В среднем отделении продолжалось обучение чтению и ребятишки уже умели бегло и толково читать и пересказывать прочитанное по вопросам и без вопросов. В тесной связи с русским языком проходило обучение церковно-славянскому языку. На уроках арифметики изучали прямой и обратный счет, решали задачи. Обучение проходило в основном наглядным путем при помощи арифметического ящика или, за неимением его, на палочках, связываемых в пучки по десяткам и сотням. Когда в школе был один учитель, ему приходилось заниматься сразу с несколькими отделениями: младшим, средним и старшим. Поэтому, в то время, когда учитель обучал одно отделение, остальным же он давал самостоятельную работу, стараясь при каждой возможности проверять эту работу. Практика домашних заданий в сельских начальных школах только начинала развиваться и имела ограниченный характер из-за условий крестьянской домашней обстановки. Ребята после занятий помогали взрослым по хозяйству. Поэтому в младшем отделении домашние задания имели добровольный характер. Обязательными задания были для учеников старших отделений. Так как домашняя обстановка часто не располагала к учению, то дети собирались по несколько человек и по возможности выполняли домашнее задание в классе. Учитель на уроках должен был заботиться, чтобы дети не оставались праздными, но были заняты учебным делом. Но только занятиями в классе воспитательный надзор учителя не ограничивался. Большое внимание педагоги уделяли, по возможности, и внешкольной жизни ребят. Наблюдали за гигиеной и санитарией в классе и лично учеников, за поведением на улице, дома, в храме. Следили за здоровьем ребят. В качестве воспитательных мер рассматривались наказания и поощрения учеников. “Всякого рода наказания имеют значение лишь средств, которыми напоминается ученику нарушенное им требование касательно поведения и учебных занятий, но не должны быть понимаемы в смысле мер, устрашающих и карательных. Виды наказаний: а) предостережение, когда ученику только объясняется его неисправность, б) замечание и выговор наедине или в присутствии класса, в) стояние на ногах за партою или около учительского стола и лишение какого-либо удовольствия, д) оставление в классе после уроков”.(40) Лишение пищи и телесные наказания были запрещены. Награды для учеников были в виде похвалы, поощрения и подарка (книги, похвальные листы). Попутно замечу, что обучение пению в сельских школах было тогда настоящей проблемой, т.к. не всегда учителя обладали таковыми навыками. Чиновники от министерства народного просвещения в своих циркулярах и инструкциях очень часто сетовали на слабую постановку этого вопроса или полное отсутствие данного предмета в школах. И, как отмечал инспектор народных училищ Острогожского уезда в 1905г., “только в немногих школах обучение пению поставлено шире”.(41) В Юрасовке, например, для этого отводились особые уроки или часы во внеклассное время, преподавалась элементарная теория пения и организован церковный хор. В воскресные и праздничные дни дети, в сопровождении учителя посещали богослужения, принимали участие в пении и чтении на клиросе. Жизнь тех школьников, хоть и не была, возможно, такой насыщенной в плане мероприятий, как у сегодняшних, но и не страдала однообразием. Помимо уроков пения, ребята занимались на школьном огороде или в саду, где они осваивали теоретические и практические навыки по садоводству и огородничеству. Школьный участок юрасовского училища занимал 120 кв. саженей (примерно 256 кв. м.). Хотя по замечанию инспектора народных училищ Острогожского уезда на момент 1905г. дело школьного садоводства в уезде не успело развиться в надлежащей мере и в большинстве случаев не имеет прочного основания. “Причиной этого,”- заявляет он – “являются те неблагоприятные условия, в коих находятся школьные сады, а именно: плохая почва, недостаток воды, плохое ограждение садов от вторжения животных, отсутствие правильного ухода за насаждениями, вследствие перемены учащих и неимения у них надлежащих специальных познаний и т.п. В силу указанных причин насаждения школьных садов плохо развиваются, болеют, и часто пропадают”.(42) В училище устраивались во время рождественских праздников ёлки для детей, где они пели и читали патриотические стихотворения. Кроме того, Воронежская комиссия народных чтений устраивала чтения детских произведений для учащихся сельских школ. За сезон 1899-1900гг. комиссия провела в Юрасовке 12 чтений, которые посетило в общей сложности 2340 человек.(43) А в 1903-04 учебном году Общество содействия начальному народному образованию в Воронежской губернии (бывшая комиссия народных чтений) провело чтения в 48 школах Острогожского уезда. В Юрасовке было устроено 3 чтения и показано 64 картины. Посетило их в общей сложности 300 детей и 180 взрослых.(44) Как отмечала острогожская уездная земская управа “чтения с волшебным фонарем с каждым годом завоевывают симпатии населения, служа, вместе с тем, громадным подспорьем в деле народного просвещения”.(45) А также говорилось, что чтения с волшебным фонарем способствуют распространению знаний среди населения, включая и взрослых, знакомя их с различными областями науки. Обыкновенно такие чтения устраивались в школах для учеников. Но вместе с детьми разрешалось присутствовать и их родственникам. В начале 20в. программа чтений была значительно расширена и, был упрощен порядок организации чтений. По новым правилам разрешение на проведение чтений давал инспектор народных училищ, а не вышестоящее начальство. Обычно проводил их учитель. Литература для данного мероприятия должна была входить в каталог разрешенных и рекомендуемых произведений. А с дозволения директора народных училищ можно было использовать и не вошедшие в каталог книги, в том числе и рукописные произведения. | |
| |
Просмотров: 122 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |