26.03.2024, 10:04 | |
В 1903-04 учебном году земство потратило на организацию чтений с волшебным фонарем (покупка картин и других принадлежностей) 297р. 96к. Училища вернули за фонари 55р. А помимо этого, было выплачено воронежской комиссии народных чтений 100р. за предоставленные картины.(46) Острогожское земство и в будущем планировало устраивать подобные мероприятия. Волшебный фонарь – проекционный аппарат для показа слайдов. Состоял он из деревянного или металлического корпуса с отверстием и объективом. В корпусе размещался источник света: свеча, лампада, спиртовка, электрическая лампа. Изображения – слайды – нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецировались на экран через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Формы пластин варьировались в зависимости от области применения и марки и конструкции волшебного фонаря, они были прямоугольными, квадратными, круглыми. Сеанс длился обычно до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. К картинкам (пластинам) прилагались тексты. Тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, исторической и т.д. Наряду с многочисленными общеобразовательными сериями, предметными уроками, историческими картинами, показывали шуточные представления, в большинстве своем навеянные сказками или детскими стишками. При юрасовском училище имелась школьная библиотека, учрежденная и долгое время пополняемая за счет попечителя Чулкова В.К. Так, только в 1874г. им было приобретено для библиотеки 30 учебников и 4 книги для учителя на сумму 29р.70к.(47) В 80-х гг. 19в. она считалась одной из обширных училищных библиотек Острогожского уезда. В 1875г. в ней числилась 141 книга (35 названий). Но уже в 1915г. осталось 88 книг. В основном это учебники для детей и учебные пособия для учителя. Практически ежегодно в смете расходов школы стояла графа на пополнение библиотеки. Библиотека располагала не только учебными пособиями, выписывались также журналы и газеты. Что значительно расширяло и делало разнообразным фонд школьной библиотеки. К примеру, в 1910г. директор народных училищ Воронежской губернии просил редакцию “Известий по народному образованию” направлять журнал в Юрасовское училище по почтовому адресу через сл. Ольховатку.(48) Как правило, училищные библиотеки открывались с одобрения училищного совета. Библиотека пополнялась книгами, высылаемыми земской управой, инспектором народных училищ или за счет добровольных пожертвований попечителя или иных частных лиц. Но все они должны быть одобрены училищным советом. Существовал даже специальный список книг, одобренных для сельских училищ. Все книги, поступающие в школьную библиотеку, заносились в инвентарную книгу, с указанием, откуда и когда поступили. Книги в народных библиотеках при училищах выдавались бесплатно, не более трех в одни руки. Книгу можно было брать на неделю. Выдаваемые книги записывались в особую тетрадь. К 1 декабря каждого года заведующий народной библиотекой предоставлял отчет о состоянии библиотеки. Ученическая библиотека обычно располагалась отдельно от народной. Она разделялась на три отдела, соответственно числу отделений в училище. Книги из ученической библиотеки выдавались учителем в течение учебного года, а в конце его собирал и возвращал в библиотеку. В июле 1910г. от попечителя Харьковского учебного округа на имя директора народных училищ Воронежской губернии пришла бумага. В ней говорилось о капитале, завещанном отставным полковником Д.Д. Полубояриновым на устройство и содержание библиотек при народных училищах. Министерство признало возможным отпустить в Харьковский учебный округ, куда входила и Воронежская губерния, 6000 рублей на устройство 20 народных библиотек имени Д. Полубояринова. На каждую библиотеку выделялось по 300 рублей: 250р. на приобретение книг и 50р. на первоначальное обзаведение ( хозяйственные нужды). Товарищ министра (заместитель) Георгиевский просил представить в министерство списки училищ, ”при которых наиболее необходимо учредить указанные библиотеки”. Уже на запрос директора народных училищ Воронежской губернии в августе отвечал инспектор народных училищ Острогожского уезда М. Петропольский. Он предлагал открыть народную библиотеку имени Д. Полубояринова в сл. Юрасовке при одноклассном училище. Вот как он обосновывал свое предложение. ”При всех начальных училищах Острогожского уезда, содержимых земством, имеются народные библиотеки, в сл. же Юрасовка начального земского училища нет. А потому нет и народной библиотеки. По школьной смете и в будущем не предполагается открытие земского училища в сл. Юрасовке, - она будет обслуживаться имеющимся министерским училищем, следовательно, и в будущем нельзя ожидать открытия народной библиотеки в этой слободе”.(49) Вероятно, обсудив этот вопрос в воронежской дирекции, в сентябре 1910г. попечителю Харьковского учебного округа был отправлен список селений, в которых предполагалось устроить библиотеки. А заодно и каталоги книг для библиотек, составленные инспекторами народных училищ применительно к местным условиям. Также в этом донесении воронежская дирекция особо оговаривала следующее. “Если не представится возможным открытие библиотек при всех перечисленных в списке училищах, то я имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство не отказать в возбуждении ходатайства об ассигновании сумм на учреждение библиотек хотя в некоторых училищах, отмеченных в списке ранее других. Все училища, перечисленные в списке, находятся в больших селениях Воронежской губернии, где нужда в книгах для чтения является особенно острой и совершенно не удовлетворяется тем ничтожным количеством книг, которые имеются при училищах”.(50) В списке министерских училищ, при которых наиболее желательно было учреждение библиотек, значилось 8 школ: 1.Павловский уезд – Воронцовское двухклассное. 2.Бирюченский уезд – Алексеевское двухклассное. 3.Бобровский уезд – Ново-Чигольское двухклассное. 4.Вороенжский уезд – Рождественско-Хавское двухклассное. 5.Острогожский уезд – Юрасовское одноклассное. 6.Богучарский уезд – Подколодновское одноклассное. 7.Новохоперский уезд - Елань Коленское двухклассное. 8.Валуйский уезд – Уразовское двухклассное. К сожалению, на данный момент времени не удалось обнаружить никаких сведений, как повернулось это дело дальше. Появилась ли в сл.Юрасовке народная библиотека имени Д. Полубояринова или этот проект так и остался на бумаге. По всей видимости, народной библиотеки так и не было открыто. И юрасовцам приходилось довольствоваться школьной библиотекой. Необходимо заметить, что расширением библиотечной сети для сельского населения острогожское уездное земство озаботилось еще в начале 20в. Вызвано это было, как и изменением отношения крестьян к школе, а отсюда и возросший интерес к книге и чтению, так и желанием земства взять под контроль тот увеличившийся поток печатных изданий, что попадают в руки обычных сельских жителей. Острогожская уездная земская управа в 1904г. сообщала уездному земскому собранию: “С распространением грамотности среди населения спрос на книгу для чтения сильно возрастает. Этот спрос удовлетворяется отчасти имеющимися при земских школах библиотеками, а большей частью путем приобретения книг на ярмарках, базарах и у заходящих в глухие углы книгонош. Большинство продающихся на базаре, да и у книгонош, книг по своему сомнительному содержанию крайне не желательно”.(51) Тогда же острогожская земская управа проанализировала сведения о 71 учительской и народных библиотеках, их посещаемость и т.д. и пришло к таким выводам. В учительских библиотеках насчитывалось 20034 книги, а в народных библиотеках при тех же школах – 7562. “Число учащихся, воспользовавшихся книгами из ученических библиотек за отчетный 1903г. достигло 5434, что составит почти 75% общего числа учащихся, число же выданных им книг равняется 40320, в среднем на одного около 8 книг. Из народных библиотек книгами пользовались 3178 душ, которым выдано 18990 книг, в среднем около 6 на одного. По сравнению с предыдущим годом число лиц пользовавшихся услугами библиотек, значительно возросло, что указывает на постепенно возрастающий интерес к книге. Но так как вышеприведенные данные о числе книг ясно указывают на недостаточность книг в библиотеках обоего типа, то управа считает необходимым постепенно пополнять и расширять существующие библиотеки и организовать их при вновь открывающихся школах, твердо помня, что библиотеки являются как бы естественным дополнением школы”.(52) В январе 1904г. министерством народного просвещения были утверждены правила о народных библиотеках при низших учебных заведениях ведомства МНП. По этим правилам земствам предоставлялось право открывать при земских школах народные библиотеки на свои средства. Раньше на это требовалось особое разрешение МНП. Теперь же было достаточно разрешения местного училищного совета. Заведывание библиотекой возлагалось на учителя. Книги в библиотеку поступали лишь числящиеся в специальном каталоге МНП. Выдача книг происходила во внеклассное время. Надзор за библиотекой осуществляли директор и инспектор народных училищ. Со своей стороны МНП обещало по мере возможности оказывать народным библиотекам материальную помощь из сумм, выделенных на общие нужды народного образования. В дальнейшем острогожское земство наметило следующие направления в деле просвещения сельского населения: открытие народных библиотек при всех земских школах уезда; слияние школьных библиотек и народных; ежегодно выделять определенную сумму на библиотеки от земства и просить об этом губернские власти и МНП. В 1903г. острогожское земство потратило на приобретение книг 1342р. 72 коп. и выслало книг из книжного магазина земства на сумму 1843р. 28коп.(53) Помимо народных библиотек при земских школах, как для детей, так и для взрослых, в Острогожском уезде существовали библиотеки читальни при чайных попечительствах о народной трезвости в Колыбелке, Ольховатке, Лизиновке. В будущем предполагалось открытие таких библиотек читален при Сягуновской, Белогорской, Гончаровской, Колодежанской, Петропавловской, Россошанской и Ровеньской чайных. Что же относительно Юрасовки, то здесь дела обстояли следующим образом. Так как юрасовская школа была не земской, а министерской, то и народная библиотека, соответственно, в ней не предполагалась. Что и отмечал инспектор Петропольский. Поэтому юрасовцам приходилось довольствоваться книгами и журналами школьной библиотеки. И лишь в 1910г. стал вопрос об открытии народной библиотеки при юрасовском училище. За состоянием школ, работой учителей и ходом педагогического процесса наблюдал инспектор народных училищ Воронежской губернии, находящийся в Острогожске. Его деятельность по этому вопросу не ограничивалась лишь получением отчетов с мест. Он и сам посещал подведомственный ему школьный район. 1 февраля 1890г. инспектор народных училищ К.И. Перевозчиков посетил Караяшниковское и Юрасовское училища.(54) Согласно изданным Острогожским училищным советом правил, обучение в школах должно начинаться в августе и сентябре и заканчиваться в апреле или мае после экзаменов. Прием поступающих в течение учебного года разрешался со времени начала занятий и до 15 ноября. Из-за особенностей сельской местности, время начала и окончания занятий в Юрасовке было различным. В 90-х гг. 19в. школа открывалась 15 сентября, а 16 апреля занятия прекращались. А вот 1915-16 учебный год начался 30 сентября, прекратились занятия 2 апреля. Но бывали случаи, когда школьники уходили уже в марте. Зависело это от сезонных сельскохозяйственных работ, т.к. ученики помогали родителям сеять и убирать урожай, от которого зависело, как будет жить крестьянская семья целый год. Число учащихся в школе в разные годы было следующим: таблица Скачать Разница в числе учащихся за один и тот же год не такое уж и странное явление. Объяснить это можно тем, что достаточно значительное число учеников могли по различным причинам покинуть школу или, наоборот, могли прийти в школу в середине учебного года. А статистические данные по этому вопросу предоставлялись в разное время года. Вот и выходят такие цифры. Позднее и разновременное поступление учащихся в школу и неисправное посещение занятий вследствие непреодолимых экономических условий жизни крестьянского населения являлись важнейшими и трудно решаемыми тормозами для успешного обучения. Пропуски школьниками занятий вносили большую неурядицу в поставленный ход занятий. Пропуски уроков влияли на уровень знаний, которые получали ученики. А отсюда и понятно, почему такой низкий процент учеников, получающих свидетельства об окончании курса начальных училищ. Вот как описывали эту ситуацию в литературе того времени: ”…главная причина, которая порождает ученические пропуски учебных дней – экономическая бедность крестьянского населения. Она заставляет родителей удерживать детей для домашних и полевых работ весною и осенью, она же и в зимнее время приковывает учащихся к теплой избе и не позволяет им, за неимением теплой одежи и сносной обуви, исправно посещать школу. Осенью обыкновенно оканчивается молотьба хлеба, а весною начинается приготовление полей для посевов, почему крестьянские дети в это время являются деятельными помощниками в семье. Если они малы и неспособны для физических или вообще полевых работ, то на них возлагается домашний надзор за меньшими сестрами и братьями, они же являются деятельными помощниками матери и отцу в мелких домашних работах, а равно им же вручается пастьба домашних животных. Так или иначе, а крестьянские дети являются в весеннюю и осеннюю рабочую пору безусловно необходимы работниками в семье, почему они в это время и не посещают, за редкими исключениями, школы“.(55) Таблица о количестве учеников, поступивших в школу после начала учебного года: Скачать Таблица о количестве учеников, пропустивших занятия в 1884-85 учебном году: (56) Скачать По замечанию исследователя народного образования в Острогожском уезде Щербины Ф.А., юрасовская школа относилась к таким, в которых число пропущенных учениками учебных дней “в 3 и 4 раза превосходит общее среднее количество их и достигает более 50% всех в году учебных дней”. Одной из многочисленных причин пропусков учениками занятий является детская заболеваемость. Уровень медицины на селе, отсутствие должного врачебного контроля за населением, нехватка медицинского персонала зачастую приводили к плачевным результатам. В 1900г. на губернском совещании врачей и председателей земских управ отмечалось, что обеспеченность населения Острогожского уезда медицинской помощью занимает последнее место в губернии. В отношении площади врачебных участков к числу жителей, которые он должен обслуживать, “Острогожский уезд найдет себе мало соперников не только в Воронежской губернии, но и вообще в уездах земской России”.(57) Наряду с 14 волостями из 27 в Острогожском уезде, признанными необеспеченными должным медицинским обслуживанием, совещание отнесло к таковым и Караяшниковскую волость. В начале 20в. Острогожский уезд с населением в 317 304 человека разделялся на 7 врачебных участков, которые включали в себя 5 больниц, 2 амбулатории и 15 фельдшерских пунктов. Эти участки обслуживали 8 врачей, 5 фельдшериц-акушерок, 4 акушерки и 33 фельдшера. В 1909г. фельдшер Караяшниковского фельдшерского пункта Ячный Ермолай Евстафьевич должен был обслуживать следующие населенные пункты: сл. Караяшник, сл. Юрасовка с хут. Верх-Ольховатский и Голой Пустошью, сл. Вшивая, хут. Андриановский и Новосотницкий и еще и сл. Харьковскую, относившуюся к Марьевской волости. Население Караяшниковской волости в 1909г. составляло 4964 человека. Понятно, что одному человеку все это было не под силу. И взрослые, и дети болели тогда ныне забытыми или редко встречающимися заболеваниями, как то: оспа, корь, коклюш, тифы, рожа, сибирская язва. Только в конце 19 - начале 20 вв. было несколько сильных оспенных эпидемий в Острогожском уезде: 1-я – 1888-1890гг., 2-я – 1894-95гг., 3-я – 1898-1901гг., 4-я – 1904-06гг., 5-я – 1909-1911гг. Не обходилось и без летальных исходов. Конечно, правительство оказывало посильную помощь населению в борьбе с заболеваниями. Но этого, видимо, было недостаточно, т.к. все-таки был большой процент детской смертности. В Юрасовке в 1909г. эта цифра была более 31%. Таблица рождаемости и смертности в сл. Юрасовке: (58) Скачать И еще, как одну из причин пропуска уроков, можно назвать всякого рода семейные праздники – свадьбы, крестины, поминальные дни и др., которые тоже отвлекали детей от учения. “Занятия в учебное время года должны продолжаться во все дни, кроме воскресных, праздничных и табельных дней, которые считаются неприсутственными. Затем учение не бывает: с 23 декабря по 8 января, с четверга Сырной недели до понедельника первой недели, в Страстную и Пасхальную недели и в храмовые праздники села”.(59) Таблица числа учебных и не учебных дней в 1884-85 учебном году: (60) Скачать Пропуски занятий очень серьезно влияли на уровень знаний и потому немногие ученики могли сдать экзамены и получить свидетельство грамотности. Так, в 1884-85 учебном году из 77 мальчиков и 8 девочек были на экзаменах 25 мальчиков и 7 девочек. В 1894г. лишь 7 мальчиков и 1 девочка сдали экзамены и получили свидетельство грамотности. В 1903г. из 70 учеников выбыло до окончания занятий 23 мальчика, а закончили школу со свидетельством – 12. А в 1904г. 7 мальчиков из 73 окончили школу. В 1915-16 учебном году всего 3 мальчика окончили школу. Перевод учеников из одного отделения в другое происходил в конце учебного года и зависел от того, как учились и каких успехов добились дети. Этим занимались законоучитель и все преподаватели школы (педагогическое совещание). Учителями составлялись специальные ведомости с отметками учеников для проведения экзаменов. Экзамены проходили с 15 апреля по 10 мая. Для этого создавалась специальная комиссия. Председателем ее назначался представитель училищного совета из Острогожска, а в состав входили попечитель училища, законоучитель и преподаватели училища. Училищным советом для каждой школы назначался определенный день экзамена. К этому дню учителя готовят списки, ведомости и конспекты с указанием всего пройденного с учениками материала. Письменные экзамены проходили по русскому языку и арифметике: изложение и решение задачи. Устные экзамены по закону Божьему, русскому языку, церковно-славянской грамоте и арифметике. Устные экзамены проводил учитель. Председатель и члены комиссии задавали ученикам вопросы, не выходящие за рамки предоставленного учителем конспекта. Ответы оценивались по пятибалльной шкале. Все баллы за устные и письменные экзамены вносятся в экзаменационные списки. Всю документацию: ведомости о переводе или оставлении учеников в том же отделении, экзаменационные списки, протоколы экзаменационных комиссий, письменные работы учеников, конспекты преподавателей и отчет об экзаменах председатель комиссии доставляет в училищный совет. На экзаменах разрешалось присутствовать родителям учеников.
| |
| |
Просмотров: 130 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |