26.03.2024, 09:08 | |
В 1894г. острогожская земская управа подсчитала. “Принимая во внимание, что число детей школьного возраста в уезде простирается приблизительно до 15649 мальчиков и 15697 девочек, процент учащихся по отношению к общему числу детей школьного возраста выразится для мальчиков 48,2 и для девочек всего лишь 11,2. Другими словами, несмотря на то, что во всех почти селениях с церквами имеются школы, лишь 48 со 100 наличного числа мальчиков школьного возраста посещает школу, а относительно девочек и говорить нечего, так как их всего лишь посещает школу 11 из 100 наличных. Острогожское земство за все свое существование положило не мало труда, энергии и средств для достижения возможно наилучшего положения школьного дела в уезде. Результаты на лицо: оно создало школу, приучило население смотреть на нее, как на учреждение полезное; в настоящее время нет нужды прибегать к насильственным мерам загонять детей в школу – они сами ее ищут, но, увы, как выше сказано, лишь половина мальчиков находит ее. Школ не достаточно, против этого едва ли кто будет спорить; на увеличение числа школ нужны средства, а их то нет. Население уезда, потрясенное двумя неурожайными годами, до сих пор не оправилось, да и едва ли скоро может оправиться. Поэтому увеличивать обложение населения для школьного дела едва ли имеется возможность в настоящее время. Нужно, пока не улучшится экономическое положение населения уезда, искать средств в другом месте. Ввиду чего управа имеет честь предложить собранию возбудить ходатайство пред губернским земством об отпуске из сумм губернского земского сбора известной суммы на открытие при школах, уже существующих, воскресных или вечерних школ для взрослого неграмотного или полуграмотного населения. Хотя школы подобного типа приноравливаются главным образом для взрослого населения, а не для детей, но тем не менее общее число мест, где можно поучиться увеличится, а следовательно, и польза будет очевидна ( потому что при правильной постановке подобных школ, они приносили бы осязательную пользу), - они выпустят не один десяток грамотных. Средств на открытие подобных школ потребуется не много”.(61) Как можно увидеть, очень большой процент детей школьного возраста не посещало школу. И острогожское земство, анализируя эту проблему, живо реагировало на это и предлагало различные варианты решения вопроса народного просвещения. Сведения об учителях юрасовской школы малочисленны и не дают полного представления. Будучи до предела кратки, они открывают в большей степени лишь одни имена. И довольно сложно по обрывочным и неполным данным восстановить личность и характер каждого учителя. В основном преподавание вели один законоучитель – местный священник и один учитель. Примерно с 1894г. у учителя был помощник (второй учитель). Учителями могли стать окончившие курс в педагогических учебных заведениях, окончившие высшую или среднюю школу (гимназию, епархиальное училище, учительские институты, духовные семинарии), а также, в особых случаях, не окончившие среднюю школу, окончившие низшую школу или получившие домашнее образование, но имеющие свидетельство на звание учителя начальных училищ. Педагогическая наука в конце 19 - нач.20в. неустанно развивалась. Несмотря на особенности и своеобразие крестьянского быта, на кажущуюся простоту и грубость нравов той среды, в которой работал сельский учитель, к нему предъявлялись довольно таки высокие моральные и профессиональные требования. Учитель уже не просто человек, обучающий чтению и письму, но он должен заботиться о воспитании детей. Вот лишь несколько пунктов из “Правил для учащих” 1909г. “Обучение должно иметь дисциплинирующий воспитательный характер, способствуя развитию рассудочных сил детей, требующему разумной постановки школьных занятий; обучение должно действовать на чувство, воображение и волю учащихся, чрез раскрытие пред ними картин и примеров нравственного величия и красоты и склонять детей подчиняться всегда требованиям религиозно-нравственного закона и здравой рассудительности. Главнейшим нравственным орудием дисциплины является личный пример учителя. Если он желает, чтобы дети развили в себе христианскую настроенность и постоянное стремление к добру, чтобы они отличались приветливостью, дружелюбием, усердием к делу, исполнительностью, опрятностью и чистоплотностью, то должен быть обязательно примером для детей во всех этих отношениях. Личный пример учителя и качества его как воспитателя, создают ему авторитет между учениками и вызывают к нему любовь их. Авторитет учителя и любовь к нему детей служат самыми верными залогами школьного порядка, так как авторитет покоится на твердых основаниях сознаваемого всеми учащимися, полного нравственного превосходства учителя, а любовь к нему детей является естественным выражением потребности их в постоянном духовном единении с учителем. Чем более учитель старается помогать детям на пути их совершенствования и развития, чем выше стоит он по своему образованию и дидактической опытности, обеспечивающими ему успех учебных занятий, тем выше и тверже его авторитет. Последний помимо этих условий, не может быть создан ни крайне ласковым, ни слишком строгим обращением с детьми. Любовь детей приобретается в том случае, когда сам учитель проникнут к ним искреннею любовью, которая, не скрывая детских недостатков и всячески их устраняя, в тоже время ободряет, возбуждает, утешает детей, когда оказывается в том нужда. Честное и добросовестное исполнение служебных обязанностей составляет главнейшее достоинство учащаго; всецело отдаваясь во время занятий учебному делу, он постоянно готовится к урокам, дает их не опустительно по расписанию и отнюдь не позволяет себе заниматься во время уроков каким либо посторонним делом, напр. чтением газет, писанием писем, разговором с посетителями и проч. Преподаватель не должен переносить личные неприятности на школьное дело и взыскивать с детей за обиды, нанесенные ему родителями, но обязан относиться ко всем учащимся беспристрастно. Самоусовершенствование должно составлять предмет постоянных забот учителя: он должен по возможности знакомиться со вновь выходящими сочинениями по дидактике и методике. Небрежное отношение к своим обязанностям и предосудительное поведение учителя лишают его возможности благотворно действовать на умственное и нравственное развитие детей”.(62) Большое внимание тогда уделялось религиозно-нравственному воспитанию. Решающую роль в этом процессе играло местное духовенство. В 70-80-х гг. 19в. священствовал в Георгиевской церкви Юрасовки батюшка Иоанн Глаголев. Его преемником (середина 80-х – 1890г.) был священник Григорий Васильевич Попов. В 1890– 1903гг. – Вележев Николай Иванович. А с 1903г. – священник Александр Воробьевский. Обучали они закону Божию. 28 декабря 1901г. инспектор народных училищ Дарский в отчете сообщал директору народных училищ о том, что законоучитель Юрасовского училища – священник Н. Вележев “очень неисправно” посещает училище.(63) Будем надеяться, что причина тому кроется в большой занятости батюшки Николая по исполнению своих непосредственных обязанностей, а не по нерадивости и небрежению. А о его преемнике священнике Александре Воробьевском упоминается в “Отчетах о состоянии церковных школ”, как об одном из “заявивших себя усердным отношением к церковным школам”.(64) В первых десятилетиях существования школы – с 1 сентября 1876г. юрасовских детишек обучала Антонина Ивановна Бирхокова (Борхокова). Она окончила четыре класса женской гимназии и получила свидетельство на звание учителя.(65) В 1883г. в школе работала Петренкова Ольга Васильевна. Выпускница острогожской женской прогимназии. Разрешение на исполнение педагогической деятельности она получила 25 ноября 1881г. от инспектора народных училищ и назначена на должность Острогожским училищным советом.(66) В конце 80-х годов 19в. учителем в школе состоял окончивший Воронежскую духовную семинарию в 1885г. Иван Прозоровский. Но пробыл он в Юрасовке недолго: в 1888г. он был определен священником в Покровский храм бывшего г. Палатова Бирюченского уезда.(67) В конце 90-х гг. 19 – нач. 20вв. в школе преподавали: Осипенко Алексей. В 1890г. закончил Воронежскую учительскую семинарию. Из мещан. Работал учителем в Юрасовке (1893г.) и в сл. Лосевой Павловского уезда. В дальнейшем обучался в Московской музыкальной школе. В 1911г. был учителем пения в реальном училище и регентом церковного хора в Георгиевске Терской области.(68) Падалка Василий. Выходец из крестьян. В 1894г. окончил Воронежскую учительскую семинарию. Сначала учительствовал в с. Клепове Павловского уезда, а в 1895 – 1903 гг. в Юрасовке. В дальнейшем переезжает в сл. Бутурлиновку. В 1911г. состоял ктитором Преображенской церкви в Бутурлиновке.(69) В 1903-1906гг. учителем в школе числился Данильченко Михаил Павлович, а помощником его был Михаил Смыкалов. Данильченко закончил Воронежскую учительскую Семинарию. Михаил Григорьевич Смыкалов стал родоначальником целой династии педагогов. Смыкалов “в 1907 году приехал в слободу Харьковскую (ныне Новохарьковку) преподавать в церковно-приходской школе”. Он “был родом из Юрасовки, поступив на работу, здесь же и женился на Варваре Резниковой, которая тоже преподавала детям и была из семьи учителей. От этого союза родилось трое детей, двое из которых пошли по стопам родителей”.(70) Под непосредственным руководством Михаила Григорьеича в 1912г. была построена сельская школа в Новохарьковке. “Земство оценило порыв и организаторские способности Михаила Смыкалова, и с 1913 года его назначили представителем земства, … участвовал при строительстве школ в селах Назаровке и Кулишовке Ольховатского района, а также в селе Подгорном, Подгоренского района. Михаил Григорьевич простудился и умер в 1916г. И после того, как не стало Михаила Смыкалова, история Новохарьковской школы неразрывно связана с семьей Смыкаловых. С 1907 по 1982 год здесь работали представители нескольких поколений семьи: жена Михаила Смыкалова Варвара Максимовна, дочь Глафира Михайловна, сын Александр Михайлович”.(71) Евгений Александрович работал директором Степнянской школы, а Владислав Евгеньевич ныне занимает должность директора Назаровской школы. Куликов Митрофан Никанорович. Выходец из крестьянского сословия. Выпускник Воронежской учительской семинарии 1910 года. Преподавал в Юрасовской школе.(72) Воронежская учительская семинария была открыта в 1875г. Курс обучения в ней был трехгодичным. Она успешно проработала 43 года и внесла существенный вклад в дело народного просвещения, служила примером для других городов Воронежской губернии в организации профессиональной подготовки учителей. “Учительская семинария имеет целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах Министерства народного просвещения”.(73) В июле 1919г. Наркомпрос РСФСР принял постановление о преобразовании всех учительских семинарий в трехгодичные педагогические курсы для подготовки учителей школ 1 ступени или в институты народного образования. В 1910г. заведующим юрасовского училища являлся М.В. Удодов. С 1911г. – Куликов М.Н. В 1910-11гг юрасовских школяров обучала М.И. Олейникова.(74) Совместно с Олейниковой в 1910г. преподавала Анна Коршикова.(75) С 1911г. в Юрасовке учительствовала Куликова Серафима Андреевна, окончившая Воронежское епархиальное женское училище. Педагогический стаж ее шел с 1904г.(76) Серафима Андреевна работала в школе слободы Юрасовки и в 20-х гг. 20в. В январе 1920г. Караяшниковский волостной совет выдал ей такую вот характеристику, по всей видимости, в ее благонадежности советской власти. К сожалению, документ значительно поврежден, но смысл его вполне ясен. “Аттестат. (Выдан) от Караяшниковского волостного (совета) школьной работнице единой трудовой школы Юрасовского сельского (общества) Серофимии Андреевне Куликовой в (том, что) действительно Куликова служит (в Юрасовке) школьной работницей с 1-го Се(нтября 1911г. до) настоящего времени, и все свои обязанности выполняет в точности; свободные (…) занятия проводит с учениками разными (…) и чтения лекций для развлечений; и (…) Куликова, стоит все цело на (плат)форме советской власти; программы (Росси)йской Социалистической республики ста(рается) провести в жизнь а также приучить к этому учеников; почему волостной совет нашел нужным оставить такую работницу для дальнейшей работы”.(77) В 1915г. в школе работала Клейносова Анна Романовна, также окончившая епархиальное училище. В конце 10-х – начале 20-х годов 20в. Анна Романовна преподавала в одноклассном Ново-Сотенском училище, а затем двухклассном.(78) Воронежское епархиальное женское училище было открыто в 1865г. Оно играло заметную роль в пополнении контингента учителей начальных школ духовного ведомства. Обучение в нем было шестилетним. Но существовал 7-й дополнительный педагогический класс. Он “имел своей целью теоретическое и практическое приготовление воспитанниц к учебно-воспитательной деятельности через сообщение им необходимых, специально-педагогических познаний и навыков, а также через углубление и расширение их сведений по некоторым общеобразовательным предметам”.(79) Курс в 7-м педагогическом классе был одногодичным или двухгодичным. Выпускницы годичного могли преподавать в начальных народных училищах, а двухгодичного – в младших классах епархиальных женских училищ, второклассных или церковно-учительских школах. При училище была открыта образцовая начальная школа, где ученицы проходили педагогическую практику. В 1891г. при училище открыли воскресную школу, в которой епархиалки давали пробные уроки. В 7-м педагогическом классе училища изучали следующие предметы: закон Божий, педагогическую психологию, методику русского и церковно-славянского языка, историю русской литературы, историю, алгебру и геометрию, методику арифметики, физику, естествоведение, гигиену, пение. Проходили и практические занятия в школе. По видимому, последними учителями юрасовского училища имени Н.И. Костомарова до революции 1917г. были Куликова Серафима и Куликов Митрофан.(80) В действительности, сельских учителей можно назвать настоящими подвижниками. В условиях деревенской жизни, при постоянной нехватке не только жалованья, но и недостаточного финансирования самой школы, при неоднозначном отношении крестьян к школе, учителям приходилось прикладывать много душевных и физических усилий в обучение крестьянских ребятишек. За работой и нравственным обликом учителей следил инспектор народных училищ. К нему они обращались по разным служебным вопросам, он давал разрешение на отпуск. У него же даже разрешение на брак приходилось испрашивать. Ему сообщались сведения о семейном положении, рождении детей, о смерти супругов для предоставления в пенсионную кассу. Инспектор предоставлял дирекции народных училищ ходатайства о поощрении учителей. Высшее начальство следило и за лояльностью, благонадежностью преподавателей училищ. Существовала даже графа в отчетах губернским властям: благонадежен учитель или не благонадежен. Порой документы о благонадежности выдавались в полицейском участке. “В квартире учащаго лица дозволяется, кроме его самого и его семьи, жить и другим лицам, родственникам или знакомым учителя, но не иначе, как с ведома и разрешения уездной земской управы, с соблюдением общих полицейских правил и под ответственностью заведующего училищем”. (81) В среднем размер жалованья сельского учителя на протяжении длительного времени варьировался в сумме 330-360 рублей в год. Законоучителя – 72-100 рублей в год. Но для жизни этого было недостаточно. В 1894г. острогожская управа сообщала земскому собранию: “Кроме увеличения числа школ необходимо подумать и об улучшении положения учительского персонала. Оклады жалованья слишком ничтожны и, благодаря им, лучшие силы уходят в другие уезды, а это явление крайне опасное и вредное для дела”.(82) Поэтому некоторым учителям оказывали помощь попечители школы. Так, в конце 80-х гг. 19в. учителю юрасовского училища, окончившему Тамбовский учительский институт и получавшему от земства 200 руб., оказывал помощь В.Г. Чертков. Он выдавал ему 150 руб. Этому же учителю доплачивал 48 руб. попечитель школы Чулков В.К. Иногда учителям выплачивались единовременные пособия из сумм расходов на школу. Например, в 1903г. В. Падалка получил наградных и пособий 30р., а его помощник М. Смыкалов 25р.; в 1904г. учителю было выплачено 21 руб. 75 коп. Помощнику учителя (второму учителю) выплачивали 60 руб. Учителям, проработавшим непрерывно в Острогожском уезде пять лет без нареканий, выплачивали прибавку в 60 руб., по прошествии еще пяти лет, снова выплачивали 60 руб. В 1913г. прибавку в 60 рублей получали Куликов Митрофан (420р. от казны) и Куликова Серафима (360р. от казны и 60р. от земства).(83) Вновь назначенные на должность учителя обязаны были без промедления отправляться на место службы. А по прибытии туда, сообщить в управу и инспектору училищ. А ежели кто из учителей промедлил и добрался в назначенное место через неделю, то получал жалованье уже не со дня назначения на должность, а со дня прибытия в училище. Дополнительной статьей дохода учителей была надбавка за заведывание школой. Например, в 1911г. планировалось выдать бывшему заведующему школой Удодову – 20 руб. и новому заведующему Куликову – 20 руб. Порой учителям выплачивались добавочные суммы к жалованью из средств, отпущенных министерством на введение всеобщего обучения.(84) Заведующий являлся ответственным лицом за общим порядком в училище. При вступлении в должность, новый заведующий принимал от своего предшественника училищную печать, книги и документы, касающиеся делопроизводства школы, а также школьное имущество. Заведующий отвечал за текущую школьную жизнь. Наблюдал за преподаванием на уроках, не только светских, но и церковных – закона Божия. Занимался ведением отчетности, принимал бумаги на имя школы, составлял статистические сведения о школе. Кроме этого, заведующий ежегодно к 15 января должен представлять в управу отчет о деятельности школы. Суммы, отпускаемые управой на расходы училища, находились в ведении заведующего. Каждый месяц он должен был отчитываться в расходовании денежных средств. Право распоряжаться деньгами для заведующего было ограничено. Он мог их использовать на какие-то незначительные статьи расходов: уплата жалованья сторожу, на топливо и его доставку, мелкий ремонт (до 10 руб.), ремонт школьного инвентаря. На более крупные и серьезные траты казенных сумм требовалось особое разрешение управы. О необходимости ремонта школы заведующий обязан доносить в управу. Также он сообщал о количестве необходимых училищу учебников и книг. Отчеты, составляемые заведующим школой, контролировались со стороны педагогического совещания. Педагогические совещания собирались для обсуждения учебно-воспитательных вопросов. Проходили они под председательством заведующего школой в составе всех преподавателей и попечителя (почетного блюстителя) школы. Заведующие и учителя должны были вести различную школьную документацию: кассовая (приходо-расходная) книга, инвентарная книга (имущество школы), инвентарная книга для народных библиотек, материальная книга (для ежедневно расходуемых предметов: бумага, письменные принадлежности), книга для записи входящих и исходящих бумаг, разносная книга, систематический каталог народной библиотеки, книга для записи выданных на руки изданий ученической или народной библиотек, именной список учеников, классный журнал. Так что еще и более ста лет назад учителя находились в своеобразном бумажном царстве. А было время, когда в Юрасовской школе был всего один учитель на все три отделения, а это, в среднем, 50-60 разновозрастных учеников. И помимо своих непосредственных обязанностей, надо было вести различную документацию. | |
| |
Просмотров: 122 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |