Георгиевский храм закрыли в 1935 году одним из последних в районе В середине тридцатых годов прошлого столетия в Ольховатском районе были закрыты все церкви. Большую часть из них разрушили до основания. В этом выпуске рубрики «Жили-были» краевед и священник расскажут почему исчезла Георгиевская церковь в Юрасовке, пояснят, из-за чего не смогли ужиться советская власть и церковь в тридцатые годы прошлого столетия, и в чём сходство и различие нынешней ситуации вокруг Киево-Печерской лавры с теми событиями. К концу 18 века и начала 19 века на территории нынешнего Ольховатского района действовало более 10 церквей. Поселения черкас, имевшие льготы (свободы) в выполнении государственных повинностей, в выплате налогов, назывались обычно свободами , а область получила название «Область слободских городов». Посёлок с выстроенный церковью сразу же получил статус слободы. Жители черкасских слобод обычно освобождались на 10-15 лет от повинностей, при этом наименование «слобода» сохранялась за поселением и после истечения льготных лет, а также подчеркивало право перехода жителей в другое место и противопоставлялось поселению, жители которого устраивались на «вечное житье». До революции Несмотря на старания по ремонту Юрасовской церкви, она с каждым годом всё более ветшала и требовала капитальной перестройки. - В двадцатых годах XIX века благочинный священник Стефан Чехов доносил святителю Антонию II (Смерницкому), что по стенам Георгиевского храма в Юрасовке бывает течь, и стены в некоторых местах сильно повредились, - рассказал Юрасовский краевед Антон Плохих. – К слову Святитель Антоний II (Смерницкий) в 2003 году был прославлен в лике святых Воронежской епархии. Прихожане Георгиевской церкви вознамерились построить новый храм и даже несколько раз закупали кирпичи для этого. Но пролежавшие несколько лет стройматериалы распродали, и дальше слов дело не дошло. Лишь в 1866 году юрасовский помещик Николай Гарденин взял дело постройки храма в свои руки. Николай Гарденин и его жена Вера Васильевна были крупными землевладельцами. 1880 году они в отделе 893 десятинами земли. А их сын Сергей в слободе Юрасовка имел 692 десятины земли и 216 десятин леса в урочище Винишном. - Строительство Георгиевской церкви шло несколько лет, до 1872 года, - рассказал Антон Плохих -В итоге построили трехпрестольную Георгиевская церковь, левый предел который обустроили во имя святых мучениц, Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Правый предел - во имя святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (был обустроен помещиком Гардениным в честь своего небесного покровителя). В 1872 году при Георгиевской церкви было 960 прихожан. Ее строительство вели при священнике Иоанне Глаголеве. В служении с ним был дьякон Николай Суриков и псаломщик Никанор Кирилов. - К 1893 году Георгиевскую церковь посещали 872 мужчины и 807 женщин, - отметил Антон Плохих. - Церкви принадлежало 33 десятины земли. После священника Иоанна Глаголева службы в Юрасовском храме проходили при священнике Григории Попове (служил с 1884 по 1894 год), потом был священник Николай Вележев, а в предреволюционные годы существовал некий Воробьёв. Помимо своих непосредственных обязанностей, Юрасовские священники обучали детей Закону Божьему в школах. - За совмещение работ священникам Министерство народного просвещения доплачивало от 72 до 100 рублей в год - отметил Антон Плохих. - Но не всегда эти обязанности они исполняли добросовестно. Сохранилось донесение, в котором инспектор народных училищ Острогожского уезда Дарский сообщал директору народных училищ в Воронежской губернии, священник Николай Вележев неисправно посещает училище. Но вполне вероятно, на это были уважительные причины, связанные с обязанностями священника, а не его безответственность. В 1909 году в Юрасовке проживали 1010 мужчин и 987 женщин. В слободе было уже 2 школы: министерская и церковно-приходская. Также до революции 1917 года в Юрасовке 6 мая (престольный праздник день памяти святого Георгия) ежегодно проводили ярмарку. Жители окрестных свобод и хуторов привозили на продажу сельскохозяйственную и животноводческую продукцию. На ярмарку приезжали купцы из Острогожска, имевшие тесные экономические связи с юрасовцами. Время безверия Именно колокол Георгиевской церкви в 1917 году оповестил юрасовцев о том, что к власти пришла партия большевиков. Об этом сохранились Воспоминания уроженца Юрасовки Андрианова: «По деревне медленно поплыли глухие протяжённые звуки 90-пудового медного колокола, установленного на высокой колокольне. Его звук слышали в каждом удалённом доме Юрасовки. Мать, услышав их, перекрестилась и зажгла лампаду, висящую перед иконой. Потом она стала на колени и, припав к холодному земляному полу, начала молиться. У здания школы собралось множество народа. В центре собравшихся развивалась красное знамя. Местный сапожник Афанасий Смыкалов, ставший председателем земельного комитета и комитета бедноты объявил о приходе к власти Большевиков». Георгиевская церковь продолжала действовать. С 1924 года по 1934 год священником в ней был отец Аркадии. - Деятельное участие в закрытии храма приняли братья Степан Григорий Гуляевы, сказал Антон Плохих. - Среди жителей Юрасовки бытует мнение, что пристройка к Юрасовской школе была сделана в 1957 году из материала, оставшегося от церкви. Сейчас на месте храма находится сквер и стараниями жителей в 2016 году установили Поклонный крест. В начале двухтысячных годов во время реставрации Костомаровской школы разобрали и деревянную пристройку. От Георгиевского храма остались лишь несколько экспонатов в школьном краеведческом музее. Обновленцы в Ольховатке После закрытия всех церквей на Ольховатской земле появилось обновленчество (раскольническое учение в православии). Так, в 1928 году для управления обновленческими переходами в Центрально-черноземном округе создали митрополитанское областное церковное управление. В него вошли 12 епархий, в том числе и Россошанская (в нее входил Ольховатский район). - В 1933-1935 годах обновленческий Россошанской епархией руководил епископ Григорий Орлов, - рассказал Антон Плохих. - В это время в Ольховатском районе не осталось приходов, принадлежавших канонической русской православной церкви. Исключением был священник Евгений Попов - приверженец ортодоксального православия. Он жил в Ольховатке и совершал требы, несмотря на то, что Преображенский храм был уже закрыт. В 1936 году в Ольховатском районе осталось три обновленческих прихода: в Копанной-2 со священником Феофаном Путилиным, в Юрасовке со священником Петром Поярковым и в Шапошниковке (имя и фамилия священника неизвестно). - Церковь в Шапошниковке была закрыта, а в Копанной-2 и Юрасовки засыпали зерно, - отметил Антон. - Несмотря на закрытые храмы защитники продолжали исполнять требы, прихожане надеялись на открытие церквей вновь. В мае 1935 года сельсовет оштрафовала церковный совет храма в Копанной-2 на 500руб с обвинением в непроведении ремонтных работ в храме. В трехдневный срок прихожане не смогли оплатить штраф, церковь закрыли. На данный момент это была последняя действующая церковь в Ольховатском районе. Народу была необходима вера, поэтому люди стали собираться в пещерах, около криниц и молиться там. Так было в меловых пещерах Караяшника в 1935 году. - Основательницами там были две чернички (монахини), - рассказал Антон Плохих. - Через некоторое время районная милиция завалила вход в пещеры и вывезла всё церковное имущество. Но верующие снова начали собираться, несмотря на то что обновленческие священник Феофан Путилин предостерегал крестьян от посещения подобных собраний и обличал их мнимую святость. Но у верующих не было храмов, чтобы там молиться. В итоге я начало развиваться пещерничество. Следом за обновленчеством, расколовший в тридцатых годах прошлого столетия православный мир на два лагеря, на территорию Ольховатского района проникли секты, такие как пятидесятники, баптисты и другие. Следует вспомнить, что годы репрессий и гонений существовала катакомбная церковь. Люди не принимали обновленцев и проводили служение тайно на дому. Сейчас отстраиваются разрушенные храмы, всё больше людей приходит в них на богослужение. Из музея В музее №8534 «История села Юрасовка», который находится при Юрасовской общеобразовательной школе, есть экспонаты из разрушенной церкви и даже её не большой макет. Школьный музей появился в 80-х годах прошлого столетия, на официально получил статус музея 19 марта 2003 года. Его директор - учитель истории Юрасовской школы Сергей Величко. - Сохранилось много воспоминаний местных жителей о том, как разрушали Георгиевскую церковь, - сказал Сергей Величко. Никто из селян не хотел прикасаться к знанию. Тогда на колокольню полез и сбросил колокол на землю один из братьев Гуляевых. А когда она попытался спуститься вниз, то сорвался, упал, отбил себе нутро и через несколько дней умер. В народе говорили, что это кара небесная за разрушение святыни. По слухам, колокол Юрасовской церкви до сих пор лежит на «кладбище паровозов» где-то в Лисках. Так ли это на самом деле проверить невозможно. - Когда разобрали пристройку Костомаровской школы, бревна пустили на дрова для жителей, - отметил Сергей Анатольевич. - Сохранилось несколько фотографий, по которым условно можно воссоздать вид Георгиевской церкви. В музее хранится макет Георгиевского храма, который в 2005 году сделали учащиеся школы Виктор Степаненко, Виктор Колесников, Владимир Дыбов, Владимир Ильин и Сергей Махач. - Храм делали по рассказам очевидцев, рассказал Сергей Величко. В нём были и подвальные помещения. Правда, по словам одной из старожилов, он получился не совсем похожим на оригинал. Если бы возможно было найти документы, фотографии, это упростило бы работу по созданию и корректировке макета. Один из храмов подобной архитектуры сохранился в Малых ясерках Эртильского района Воронежской области. Упоминается в документах середины 1880-х годов. Так как храмы в то время строили однотипно, то, скорее всего Георгиевский храм в Юрасовке похож на Михайловский храм Малых Ясырках. Подтверждает это и архитектура колокольни, которую можно сравнить на фото Михайловского и Георгиевского храмов. При юровской церкви было своё церковное кладбище. При обустройстве Юрасовки находили могилы с останками, предметы церковной утвари. - Когда копали траншею на месте бывшей церкви, на дне траншеи лежали кости, - вспомнил Сергей Анатольевич. - Нам, детям, было интересно играть в войну, ведь траншеи были очень похожа окопы. Взрослые объясняли, что кости в траншее – останки животных. Границы кладбища сейчас восстановить сложно, но с уверенностью могу сказать, что оно была очень большим. Скорее всего, на этом церковном кладбище похоронен и отец известного историка нашего земляка Николая Костомарова. Константин Задорожный | |
| |
Просмотров: 606 | |
Всего комментариев: 0 | |